Грузовой авторынок РФ переживает второе рождение. По статистике АСМ-Холдинга, оптовые продажи грузовиков в 1 квартале увеличились на 125,9%, до 57,82 тысяч, по оценке Инвесткафе, могут вырасти вдвое. Эксперты говорят о наметившейся в январе и закрепившейся весной тенденции восстановления грузового авторынка. Однако в сравнении с докризисным 2008 годом всё выглядит удручающе – рынок упал на 38,2%, сократившись более чем на 25 тысяч грузовиков. Правда, разрыв постепенно снижается (в январе она составляла более 42%).
Спрос на отечественные грузовики в 1 квартале вырос в годовом выражении практически вдвое – до 29,63 тысяч, хотя их рыночная доля при этом значительно сократилась (с 60,7 до 51,3%). Хорошо продавались грузовые иномарки российской сборки (рост на 65,9%). Сегмент новых грузовых иномарок максимально оттянул рынок на себя, его доля возросла с 12,8% до 36,4%, продажи новых иномарок увеличились в 3,5 раза, до 21,06 тысяч. Импорт поддержанных грузовиков увеличился практически в 3 раза, до 2,9 тысяч, или 5% рынка.
В последние месяцы производители грузовиков публиковали отчёты за прошлый год. Они также демонстрируют, что этот, наиболее чувствительный к кризисам, сектор авторынка «ожил».
По данным журнала Комтранс, в 2010 году продано 208,48 тысяч грузовиков и LCV – на 78,1% больше к 2009 году, но в 2 с лишним раза меньше, чем в 2008 году (430,33 тысяч). По статистике минпромторга, в 2010 году продано 92,9 тыс. грузовиков – на 83,6% больше к 2009 году. Темпы роста продаж грузовых иномарок обгоняют рост продаж отечественных грузовых брендов в два раза.
В сегменте грузовиков 14-40 т продажи КамАЗа увеличились на 27%, до 27 тысяч машин, Урала – на 48%, до 11 тысяч грузовиков. Рост продаж грузовых иномарок составил в этом сегменте 190% – до 11989 автомобилей. Эта статистика выявляет тенденцию: рынок вполне насытился «бюджетными» грузовиками и предъявляет повышенные требования к качеству. На этом фоне не кажется удивительным открытие многими ведущими мировыми автоконцернами сборочных производств в РФ. Уже открыли свои производства Мерседес, Рено, Скания, Вольво, Ивеко, скоро откроет MAN.
Компания
Ивеко, доля которой на рынке тяжёлых грузовиков среди европейских производителей, представленных в России, на конец 2010 года уже составляла более 20%, открыла в России первый склад запчастей и стала, таким образом, одним из самых серьёзных конкурентов в своём сегменте авторынка. При этом глава Ивеко Руссия обещал, что все операции на складе будут выполняться «по высшим европейским стандартам». До открытия первого собственного склада автомобильный гигант продавал свои запчасти для грузовиков и коммерческого автотранспорта исключительно через сеть официальных дилеров, что делало практически невозможным качественный ремонт в неавторизованных сервисных центрах, пояснила компания. Сегодня Iveco ежегодно продаёт более 160 тысяч грузовиков под брендами Iveco, Astra, Magirus и Irisbus. Линейка грузовиков Iveco включает семейство грузового автотранспорта полной массой более 19 т для магистральных перевозок Stralis, тяжёлые грузовики полной массой до 72 т для сурового климата и плохих дорог Trakker, небольшие лёгкие коммерческие грузовики 2,9-6,5 т для грузо- и пассажироперевозок Daily, среднетоннажные грузовики 7,5-18 т для региональных и местных перевозок EuroCargo. На днях Ивеко Iveco представит в России новую модель магистрального тягача Ecostralis, в котором воплотилась концепция «Автомобиль+Водитель+Сервис». Презентация пройдёт под слоганом «Экостралис – друг водителя!».
Серьёзным испытанием для отечественных грузовых автозаводов может стать вступление в ВТО, которое должно отменить заградительные пошлины на импорт подержанных грузовиков (сейчас доля их продаж составляет около 5%). Урал, входящий в группу ГАЗ, вступление в ВТО, кажется, не тревожит. Согласно его отчётности, больше половины его техники в прошлые годы закупало минобороны, значительная её часть уходит на производство спецавтомобилей группы ГАЗ. КамАЗ пытается укрепить позиции, развивая партнёрство с Daimler (СП по сборке грузовиков MAN) и улучшая качество. По итогам прошлого года его доля на российском рынке крупнотоннажных грузовиков составила 47%, среднетоннажных – 13,4%. В случае объединения с МАЗом новый холдинг может получить более половины российского рынка грузовиков 14-40 т и самым серьёзным образом потеснить основных отечественных (ЗиЛ, КрАЗ, Соллерс, Урал) и зарубежных конкурентов (DAF, Hino, Hyundai,
Iveco, MAN, Nissan, Scania, Volvo, Daewoo), ведущих борьбу за перспективные рынки БРИК, СНГ, Восточной Европы, Азии и Ближнего Востока. Это объединение позволило бы повысить производственный уровень: сильные стороны КамАЗа – двигатель и собственная коробка передач (выпускается также совместно с ZF Friedrichshafen), МАЗа – новая кабина, оси и мосты.