25.09.2020
Около трети автозапчастей на российском рынке являются подделкой
Исследование ТИАР-Центра по заказу компании OSRAM установило, что на рынке в России 31% автокомпонентов составляет контрафакт. Это сопоставимо с уровнем распространения контрафакта в целом по стране, достигнувшим 30%.
На рынке автозапчастей львиная доля контрафактных компонентов (23%) снабжена маркировкой, схожей с товарными знаками известных фирм. Кроме того, около 11% всех подделок составили товары с незаконно нанесёнными защищенными товарными знаками.
Чаще всего подделывают расходники: комплектующие тормозных систем, фильтры, ремни и цепи, лампы, детали подвески. Чаще всего подделывают детали средней и низкой ценовых категорий.
Обычно, контрафакт дешевле оригинала на 30-50%. Но захватить рынок подделкам помогает не столько относительно низкая цена, сколько – попустительство самих автовладельцев. Большинство из них лояльно относятся к контрафакту.
По словам менеджера по продукту OSRAM Артёма Нуриахметова, в их компании выстроена целая система борьбы с контрафактом, поскольку использование некачественных подделок может привести к финансовым потерям из-за поломок автомобиля. Подделки чреваты проблемами на этапе технического обслуживания после истечения срока гарантии. Они создают аварийные ситуации на дорогах, например из-за искажения освещения. Т. е. можно сэкономить незначительную сумму здесь и сейчас, а потом потратить в разы больше на решение проблемы. Кроме того, компанию заботит загрязнение окружающей среды, т. к. контрафактная продукция выходит из строя гораздо быстрее.
На основе исследования OSRAM предложены меры борьбы с контрафактными автокомпонентами. Предполагается создать категорию автомобильных комплектующих с высоким значением для безопасности дорожного движения, сделать участие производителей в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ) опциональным, чтобы компании могли оставаться конкурентоспособными по стоимости продукции и ввести упрощенную процедуру уничтожения контрафакта.
Кроме того предлагается выявлять и закрывать лаборатории, продающие сертификаты соответствия, наладить взаимодействие между таможенными органами стран ЕАЭС, что подразумевает использование единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, и привлечение Роспотребнадзора к борьбе с контрафактными автокомпонентами.