26.10.2020
Математик вычислил лучшего гонщика в истории Ф-1
Шумахер лишь пятый
Журнал The Economist, вооружённый математической моделью доктора математических наук Эндрю Белла из Университета Шеффилда, посеял сомнения в умах профессионалов и поклонников Ф-1. Его анализ уже не позволяет сказать, что Хэмилтон стал величайшим пилотом и даже (Господи, помилуй) был ли величайшим сам Шумахер?
Напомним, Льюис Хэмилтон повторил рекорд Михаэля Шумахера по победам на Гран-при Айфеля. Выходит, что оба они по 91 рау занимали 1 место. Такого результата на сегодня ещё никто не достигал. Столько гонок проезжал даже не каждый многократный чемпион мира. Но когда Белл отделил личный вклад чемпионов от помощи машины, инженеров и везения, в представленной солидным изданием модели расчета, Шумахер оказался лишь пятым, а Хэмилтон – шестым.
Ещё 4 года назад Эндрю Белл представил математическую модель определения уровня пилота. За основу он взял систему из 1991-2002 годов (10 баллов за первое место в Гран-при, 6 – за второе, 4 – за третье, 3 – за четвертое, 2 – за пятое, 1 – за шестое), а затем рассчитал вклад пилота, сопоставляя уровни машин соперника в сезоне, выступления напарников и их предыдущие результаты.
Расчеты показали, что в победы Михаэля Шумахера в начале 2000 годов огромный вклад внёс его болид, а у Льюиса Хэмилтона – Мерседес. Вклад команды в титуле Росберга меньше, но и усилия самого Нико система оценила ниже.
Весомые вклады команды выявлены у Айртона Сенны, и у побед Уильямса в девяностых, и у титула Фернандо Алонсо в 2006 г., Алена Проста в 1985 г., Дэнни Халма в 1967 г. (спасибо Брэбэму) и Грэма Хилла в 1962 г. (да здравствует БРМ).
Самым самовозным титулом с наименьшим вкладом пилота система назвала победу Хилла в 1962 г. С ней в этом плане может соперничать лишь титул Марио Андретти и Лотуса в 1978 г. и победа Кеке Росберга в 1982 г. Система невысоко оценила вклад Мики Хаккинена в оба чемпионства, и старания Дэймона Хилла и Жака Вильнева.
А в последние 20 лет самым самовозным система назвала титул Фернандо Алонсо 2006 г.
Наибольший вклад в истории Ф-1 по расчётам внёс в победу Хуан-Мануэль Фанхио в 1956 г. С его усилиями сопоставимы только старания Джеки Стюарта, Джима Кларка, Алена Проста и Нельсона Пике.
В современных титулах последнего 20-летия всех больше вложился в победы Михаэль Шумахер. Сравнимо с ним старались лишь Дженсон Баттон и Себастьян Феттель.
А самым-самым был Фанхио. Далее по списку следуют Кларк, Прост, Стюарт, Шумахер, Хэмилтон и Аскари, и только за ними Сенна. Вечный вопрос «Ален или Айртон» здесь закрыт, причём, весьма неожиданно.
Безусловно, любая математическая модель несовершенна при сравнении разных гоночных эпох: пилотаж в начале пятидесятых требовал от гонщика совсем других навыков, нежели сейчас. Система не брала в расчёт реально сильных пилотов без титула вроде Жиля Вильнева или Стирлинга Мосса. Но немного фундамента для представлений о величии современных героев гонок в сравнении с легендами прошлого она дала: часто вклад пилота сейчас ничуть не меньше, чем в 60-70 годы, просто вырос уровень техники, повысилась конкуренция.
И кто теперь лучший гонщик в истории Ф-1?