29.12.2020
ГИБДД усилит контроль за автошколами и их выпускниками
По данным ГИБДД, за 11 месяцев в России произошло более 7,9 тыс. ДТП (-11,9% к АППГ) по вине водителей со стажем менее 2 лет, в которых погибло 693 человека (-6,7%). Уровень подготовленности выпускников автошкол имеет тенденцию к снижению, утверждает официальный сайт ведомства.
На сайте regulation.gov.ru размещён проект постановления правительства о показателях результатов деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих программы профессионального обучения. По этому документу, ГИБДД будет публиковать в открытом доступе ежеквартальный отчет о доле выпускников автошкол, сдавших экзамены с первой попытки или не сдавших вообще (отдельно по теории и практике), число погибших и пострадавших в ДТП по вине начинающих водителей со стажем менее 2 лет.
Отчеты о результатах работы автошкол региональные УГИБДД публикуют и сегодня, но несистемно и нерегулярно.
Тем временем, по итогам 2019 г. доля выпускников автошкол, сдавших с первого раза теоретический экзамен, уменьшилась на 1,5%, практический экзамен по первоначальным навыкам управления ТС – на 1,2%, практический экзамен в условиях дорожного движения – на 3%.
Статистика свидетельствует о недостаточном уровне подготовки кандидатов в водители, о слабом контроле за деятельностью автошкол и об отсутствии объективных критериев оценки их деятельности.
Документ устанавливает показатели работы автошкол в зависимости от итогов сдачи кандидатами в водители теоретических и практических экзаменов и показателей аварийности по вине выпускников.
По словам главы Ассоциации автошкол Санкт-Петербурга и Ленинградской области Александра Сальникова, школы с хорошими показателями смогут использовать это в рекламных целях. Однако, если результат теоретического теста определяет компьютер, то результат практического экзамена зависит от субъективной оценки экзаменатора, а не только от уровня подготовки в школе. Нелишним будет отслеживать и результат работы самих экзаменаторов: почему один пропускает даже самых неподготовленных, а у другого никто с первого раза сдать не может?
На взгляд президента Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяны Шутылёвой, ни один из предлагаемых критериев не является объективным. Сегодня, чтобы преодолеть экзамен по теории, кандидату в водители приходится зазубривать вопросы, зачастую не относящиеся к задачам, которые ему предстоит выполнять: водитель трамвая учит правила посадки пассажиров с обочины в автомобиль, а водитель мопеда должен знать остаточную высоту протектора шин на легковой машине. У ГИБДД просто нет билетов для всех категорий и подкатегорий ТС. Установить же связь между причиной ДТП и качеством подготовки в автошколе очень сложно. Большая часть нарушений, которые приводят к авариям с тяжёлыми последствиями, совершается сознательно. Человек прекрасно понимает, что нельзя превышать скорость, его этому учили, но всё равно превышает. Контролирующим органам надо выстроить работу так, чтобы недобросовестные организации, не способные качественно обучить, не попадали на рынок.