24.02.2021
Музей АвтВАЗа отмечает 45-летие со дня открытия
Старт экспозиции положили 3 автомобиля и трудовые награды коллектива. Сегодня здесь уже представлено более 60 автомобилей и несколько тысяч др. экспонатов. Музей уже принял более миллиона посетителей со всего мира.
Коллекцию исторических автомобилей Лада открывает вишнёвый ВАЗ-2101, проданный самым первым. Прежде чем стать экспонатом заводского музея, он прослужил владельцу 19 лет и неплохо сохранился. Среди первых экспонатов музея и темно-вишнёвый ВАЗ-2103, выпущенный в 1973 г. и ставший первым миллионником. После реставрации в 2020 г. он находится в состоянии, близком к идеальному.
Из классики есть модели 2102, 2106, 2107. Уникальными являются ВАЗ-2105 с роторно-поршневым двигателем и ВАЗ-2101, совершивший кругосветку.
Отдельной группой представлена Нива, в т. ч. отреставрированный внедорожник первого поколения. Особенно интересны Нива, более 10 лет отработавшая в Антарктиде, и 5-дверка, в Гималаях взявшая своим ходом высоту в 5 тыс. 726 метров.
Часть экспозиции посвящена концептам и прототипам. Среди них есть дизайнерские проекты: 2-местный кабриолет Лада Родстер, футуристичный концепт в био-стиле Питер-Турбо, электрокар Рапан. Интерес представляют серийные внешне, но концептуальные технологически образцы, типа автомобилей на топливных элементах ANTEL. Есть серия автомобилей проекта С (седаны, кроссовер, хэтчбек). Опыт работы над этой универсальной платформой был использован в проекте Веста: прототип бестселлера представлен в музее. Именно в таком виде автомобиль дебютировал на Московском автосалоне, и всего через год началось его производство.
В 2021 г. исполняется 50 лет с момента выхода Лады на международные автомобильные соревнования. Российская марка принимала участие в кольцевых гонках и ралли. Специально подготовленные гоночные Нива, Самара, Веста, Гранта занимают достойное место в экспозиции музея. Здесь есть и родстер LADA Revolution, ставший основой для одноименного монокласса.
Примечательна коллекция юбилейных и памятных машин: первые серийные Гранта и Ларгус, автомобили-миллионники от Самары до Приоры. Одним из самых популярных экспонатов стал ВАЗ-21099, выпущенный к 25-летию АвтоВАЗа. На его кузов нанесены фамилии всех сотрудников завода, работавших в то время.
Автографы Владимира Путина стоят на Ларгусе, производство которого стартовало с его участием, и на желтой Калине Спорт, за рулем которой он в должности премьера инспектировал новую трассу Амур. Интерес представляет предсерийный седан Лада 110, показанный Борису Ельцину в 1994 г. На нём российский президент провёл краткий тест-драйв.
В условиях пандемии увидеть богатства музея можно по предварительному согласованию с администрацией или в сетях.