По словам президента АвтоВАЗа Игоря Комарова, завод не является эффективным бизнесом с оптимальной структурой, но он доказал, что в принципе способен быть эффективным и работать, не обращаясь за помощью к государству, – пишет сегодня, 27 апреля,
КоммерсантЪ. Чтобы доказать это, АвтоВАЗ сократил 31,5 тыс. своих работников, избавился от соцсферы (оба этих затратных мероприятия финансировало государство) и получил из госбюджета через Ростехнологии 28 млрд рублей для рефинансирования своих долгов, напомнил Игорь Комаров.
АвтоВАЗ строился как автономный производитель одной модели в большом объёме, – напомнил в интервью Коммерсанту Игорь Комаров. Перед утверждением бизнес-плана до 2020 года АвтоВАЗ провёл реструктуризацию и постарался доказать, что он в принципе способен быть эффективным и работать, не обращаясь за помощью к государству (в 2009–2010 годах АвтоВАЗ получил от государства в целом 37 млрд руб. и должен получить еще 28 млрд руб., напоминает КоммерсантЪ). Для этого было проведено сокращение персонала с 102 до 73 тыс. человек, что, по оценке Игоря Комарова, примерно соответствует сегодняшнему техническому уровню и производственной программе, социальной нагрузки и долгов. После сокращений количество безработных в Тольятти выросло с 14 до 19 тыс. человек и сейчас сокращается. Государство взяло на себя финансирование дочерних обществ АвтоВАЗа, в которые на неквалифицированный труд была переведена значительная часть персонала. АвтоВАЗ передал городу и области 17 социальных объектов, в которых работает около 2,5 тыс. человек. Деньги на содержание объектов также дало государство.
АвтоВАЗ подписал соглашение о рефинансировании долга. Бюджетные деньги поступят из ГК Ростехнологии до конца месяца, долг будет погашен без дисконта, а соглашение предполагает, что кредиторы откроют АвтоВАЗу новые лимиты по более низким процентным ставкам. «Для нас вопрос с долгом был принципиальным, потому что платить 6,5 млрд руб. процентов, как в прошлом году,— это несовместимо с жизнью, – пояснил Игорь Комаров. – Вот так мы все вместе — государство, акционеры, менеджмент АвтоВАЗа — создали условия для реализации бизнес-плана и инвестиций в новый модельный ряд. Без этого говорить было бы не о чем».