Рынок легковых автомобилей едва восстанавливается с помощью бюджетных вливаний и программы утилизации, а продажи лёгких коммерческих автомобилей растут уже с начала года, – констатировал сегодня, 7 мая, портал
Autonews.ru. Рынок LCV традиционно быстрее отреагировал на начавшеюся стабилизацию экономики и в текущем году может вырасти сильнее, чем легковой.
Коммерческий транспорт – это, прежде всего, инструмент для зарабатывания денег, отмечают эксперты. Поэтому он всегда актуально реагирует на изменение экономического климата в стране, тогда как при покупке легковой машины решающую роль зачастую играет эмоциональный порыв. Так, в ноябре 2008 года продажи легковых автомобилей впервые «ушли в минус», а падение рынка LCV достигало уже 35%. Наибольшее снижение продаж легких коммерческих автомобилей в России пришлось на первую половину прошлого года (в среднем на 57,5%).
Легковой авторынок переживал худшие времена во втором и третьем кварталах 2009 года, падая в среднем на 55% в месяц. Тенденции на рынке легкового автотранспорта традиционно повторяют тенденции рынка коммерческого транспорта с опозданием примерно в 1-2 квартала, говорят эксперты.
И сейчас реализация легких коммерческих автомобилей начала расти раньше, чем продажи «легковушек». Уже в четвертом квартале 2009 года рынок LCV показал первые признаки стабилизации – продажи легких коммерческих автомобилей превысили показатели за предыдущие три квартала. А с начала нынешнего года рынок LCV стал расти – согласно данным АЕБ, по итогам января-марта продажи легких коммерческих автомобилей в России увеличились на 6% и превысили 21 тысячу машин.
Рост рынка LCV в I квартале объясняется, прежде всего, общим улучшением состояния российской экономики (рост ВВП на 3,5%, промышленного производства на 5,8%, розничной торговли на 1,3%, доходов населения на 7,4%), вызванным ростом цен на нефть и стабилизацией курса валют, считают в группе ГАЗ.
«Крупный и мелкий бизнес, получив положительные сигналы как со стороны рынка, так и со стороны государства, постепенно начинает расти, – говорит PR-менеджер Fiat Сергей Ильинский. – Помощь в этом ему оказывает и банковская система страны, которая поэтапно начала снижение кредитных ставок». Вместе с тем рост продаж легких коммерческих автомобилей обусловлен «отложенным спросом», сформировавшимся за время кризиса. «После падения спроса на коммерческий транспорт во время кризиса 2009 года предприятия стали нуждаться в обновлении парка», – отмечают в Citroen Russia.
Немаловажную роль сыграли бюджетные государственные и региональные вливания в автопром, при этом доля поставок государственным и бюджетным организациям в объёме производства LCV традиционно превышает аналогичные показатели у производителей легковых автомобилей. Утилизационная программа оказала поддержку продажам и в сегменте лёгких коммерческих автомобилей. Группа ГАЗ продала по сертификатам утилизации порядка 800 ГАЗелей и Соболей и собрала заявки на покупку 3,5 тысячи машин. Дилеры Fiat Professional на конец апреля выдали около 100 сертификатов.
Безусловным лидером рынка LCV остаётся ГАЗ, выпускающий почти каждый второй лёгкий коммерческий автомобиль на российском рынке. По итогам первых трёх месяцев продажи ГАЗелей и Соболей выросли на 11% до 10800 машин, а доля ГАЗа увеличилась до 48,3%. На втором месте – УАЗ. Его продажи коммерческих автомобилей выросли на 21% (до 3594 машин), а доля на рынке – до 16,1%. В тройку лидеров рынка LCV с пятого места вошёл Фиат, чьи продажи в I квартале выросли на 56%, до 1891 машины.
Автопроизводители прогнозируют на 2010 год умеренный рост этого сегмента рынка от 5% до 10% к уровню прошлого года (до 104,2 тысячи машин). По мнению экспертов, с учётом более раннего начала роста рынка LCV при сохранении позитивных тенденций в экономике продажи лёгких коммерческих автомобилей вырастут больше, чем легковых (на 4% до 1,45 млн. шт.). Стоит ожидать, что продажи LCV вернутся на докризисные показатели уже в 2012-2013 годах – в среднем на год раньше легковых автомобилей.