После того, как лобби гигантов автопрома попросило у премьер-министра РФ Владимира Путина через его «личного друга», главы Ростехнологий Сергея Чемезова «урегулировать необоснованные требования металлургов о повышении цен», акции последних оказались вчера лидерами падения на биржевых торгах, – сообщило сегодня, 26 мая, радио
Business FM. Северсталь и ММК потеряли на ММВБ почти 9%, а ФАС грозит металлургическим компаниям новыми антимонопольными делами и крупными штрафами. Металлурги оказались под ценовыми ножницами: мировые цены на сырьё и уголь продолжают расти, а на готовую продукцию – падают.
«Показательное наступление» на металлургов началось с Евраз-Групп, – напоминает БФМ. ФАС уже возбудила против неё дело по заявлению Уралвагонзавода, а накануне представитель ФАС заявил, что Евразу в случае признания вины грозит колоссальный штраф – от 1 до 15% годового оборота. В результате на торгах в Лондоне курс ГДР Евраза за два дня упал на 12%. Премьер РФ Владимир Путин поручил ФАС поговорить с Северсталью и другими компаниями, которые собираются повысить в июне-июле цены на прокат на 25-30%, и антимонопольная служба выразила своё недовольство. Аргументы металлургов – их издержки быстро росли, а цены стояли, пояснила БФМ официальный представитель Северстали Ольга Антонова.
В течение всего периода бурного роста себестоимости, который начался в прошлом году, Северсталь исполняла все свои обязательства по долгосрочным соглашениям, в частности, по отношению к крупнейшим предприятиям российского автопрома, рассказала она.
Северсталь и сейчас продолжает поставки на АвтоВАЗ по соглашению на май. Однако до завода металл не доходит, сообщил директор по внешним связям АвтоВАЗа Игорь Буренков.
«21 мая Северсталь остановила отгрузку АвтоВАЗу металла с консигнационного склада. Металла у АвтоВАЗа осталось всего на несколько дней. Нужно понимать, что все поставки от комбината к нам приходят сюда на консигнационный склад в Тольятти на АвтоВАЗ. Но на этом складе распоряжаются всем сотрудники Северстали, поэтому забрать эту сталь на производство мы просто не можем», – пояснил БФМ Игорь Буренков.
Глава Ростехнологий Сергей Чемезов предложил компромисс – повышение цен на прокат для автопроизводителей на 17%. Металлурги считают: цена должна не утверждаться сверху, а определяться условиями договоров. О её формуле рассказала аналитик ИФД Капиталъ Ольга Митрофанова: «Цена, которая прописывается в контрактах, по которой работают практически все сталелитейные компании на внутреннем рынке – это формула привязки к какому-то определённому индексу на внешнем рынке. С начала года цены на сталь на внешнем рынке выросли примерно на 20-30%. В то время как цены на внутреннем рынке они не менялись».
По некоторым видам продукции поставки идут на грани рентабельности, что связано с ежеквартальным ростом цен на сырьё, – рассказал БФМ вице-президент Новолипецкого металлургического комбината Дмитрий Баранов. Тем не менее, компания готова сохранить нынешние цены для ряда предприятий.
«Этот год отличается тем, что сырьевые компании по производству железорудного сырья и угля, в том числе коксующегося поменяли свои требования по заключению контрактов, – пояснил Дмитрий Баранов. – Ранее они были годовыми, на сегодняшний день мы имеем годовые контракты, но квартальные цены. По нашей ситуации мы не заявляли и не давали уровня цен по третьему кварталу. Вообще мы не формировали ни таких писем, ни таких предложений. Что касается поставок по АвтоВАЗу, мы готовы сохранить сложившийся уровень цен. Что касается уровня цен для компании УАЗ, входящей в группу Соллерс, мы и сегодня готовы подтвердить, что сложившийся уровень по поставкам металлопродукции во втором квартале мы готовы перенести на третий квартал».
В то же время, по словам Дмитрия Баранова, металлурги оказались под ценовыми ножницами: мировые цены на сырьё и уголь продолжают расти, а на готовую продукцию – падают.