Галина Дмитриева в получившей широкий международный резонанс статье «ВАЗ. Стратегия катастрофы» пишет о преднамеренных долгах, в которые «опять лезет» АвтоВАЗ, причём «самым несообразным путём». Действия руководства завода ей кажутся несообразными с точки зрения бизнеса, но понятными, исходя из российских реалий. В плане российского правительства, предложившего свою схему, журналистка не видит никакого смысла, кроме возможного «прокручивания» бюджетных денег. По разъяснению Галины Дмитриевой, схема предусматривает получение АвтоВАЗом бюджетных денег, погашение ими беспроцентных долгов перед госбанками (т. е. перед государством же) и получение этих же сумм у госбанков под проценты. Производству из полученных денег не досталось ни копейки, уверена журналистка. Статью, первая часть которой вышла в газете «Город на Волге», а вторая там же готовится к публикации, в сети опубликовал «ресурс объединяющейся оппозиции»
ФОРУМ.мск.
1 апреля АвтоВАЗ договорился со Сбербанком и ВТБ о погашении долга на 28 млрд рублей и получении пятилетних кредитов примерно на ту же сумму, – напоминает журналистка. Средства на выплату банкам 28 млрд выделяет госкорпорация Ростехнологии, которая, в свою очередь, получила деньги из госбюджета. Сбербанк и ВТБ – полугосударственные банки. Деньги были взяты из госбюджета, через госкорпорацию, для погашения кредита в госбанках, то есть, по сути, государство погасило из бюджета долг завода перед самим собой, «только почему-то через Ростехнологии, а не прямо». Это само по себе странно, считает Галина Дмитриева. «Много проще было бы этот долг просто простить, а не устраивать «круговорот бабла». Но тогда ничего из финансового потока и не налипло бы на руки госчиновников. Чудеса на этом не кончаются», – пишет она. Всё делается для того, чтобы у этих же банков снова взять в кредит ту же сумму. Долг АвтоВАЗа перед Сбербанком и ВТБ был реструктуризирован, то есть завод не платил по нему проценты. После возврата части денег и получения их в кредит снова проценты опять будут начисляться. То есть, ничего не выигрывая даже локально, АвтоВАЗ в итоге будет должен больше, чем сейчас. Однако 28 млрд, пусть и под новые проценты, поступят на завод. Журналистка предполагает, что реализация этой схемы была единственным доступным для руководства АвтоВАЗа способом получить их. Тогда его можно понять, но не ясна логика правительства: почему не дать деньги прямо на производство, если они там так нужны? «Только за тем, что повесить на завод новые долги – по процентам и в итоге закрыть его через банкротство? А зачем тогда было полгода назад ВАЗовский долг реструктуризировать? Чтобы показаться красивыми и продемонстрировать «заботу об отечественом автопроме»? Увы, на ВАЗ эти деньги так и не поступили – вся комбинация была осуществлена Ростехнологиями и банками – производству не досталось ни копейки», – констатирует Галина Дмитриева.