Дилерам, включившимся в госпрограмму утилизации старых автомобилей, приходится оплачивать утилизационные премии из своего кармана. Государство компенсировало им пока только 900 млн из 3,5 млрд руб. Дольше всех денег приходится ждать дилерам АвтоВАЗа в провинции, – сообщила сегодня, 15 июля, газета
РБК daily. В минпромторге газете заявили, что у них всё идет в плановом режиме и если и существуют задержки и возвраты, то лишь по вине дилеров, которые могли неправильно заполнить документы.
Дилеры имели претензии к механизму возмещения затрат ещё до старта программы. Она была подкорректирована, минпромторг обещал найти способ более оперативного возмещения средств. Продав автомобиль, дилеры до 5-го числа следующего за отчётным месяца подают документы в министерство. При отсутствии выявленных нарушений деньги должны поступать на их счета продавца в течение двух недель. Таким образом, дилеры должны получать возмещение через месяц-полтора после продаж. Однако на деле дилеры получили от минпромторга менее 900 млн руб., хотя по утилизации продано около 73 тыс. автомобилей из 200 тыс. предполагаемых, а это значит, что должно быть возмещено более 3,5 млрд руб., рассказал РБК daily президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрий Гулин. «Когда программу запускали, нам обещали, что деньги будут возвращаться в течение месяца, максимум двух, но уже третий месяц мы не получаем деньги в полном объёме. В минпромторге говорят, что процесс выплат налаживается, но пока денег мы не видим», – рассказал он.
Проблемы дилеров АвтоВАЗа нарастают по мере удаления от Москвы. «Задержки у нас составляют примерно полтора-два месяца», – рассказали в дилерском центре «Яхрома-Лада». В майкопском автоцентре «Адыгея-Лада» сообщили, что минпромторг им вообще не перечислил никаких денег, хотя они по программе утилизации продали уже 230 автомобилей. «Нам говорят, до вас ещё очередь не дошла, и обещают перечислить деньги в конце июня», – сообщили в компании. Дилерский центр «Каспийск-Лада», выписавший 1,5 тыс. свидетельств и продавший 750 автомобилей, ждёт транша за апрель. «Мы ждём от министерства денег, ждём машины с завода, наши клиенты ждут машины в очередях. Пока только одни ожидания», – говорят в компании. Похожие жалобы у вазовских дилеров в Костроме, Смоленске, на Северном Кавказе.
«С самого начала программы дилеры беспокоились по поводу механизма возврата денег, поскольку у них ситуация с ликвидностью и оборотным капиталом не очень хорошая. Получается, в течение двух месяцев они должны проспонсировать продажи этих машин и только потом получить деньги», – отметил руководитель подразделения по оказанию услуг автомобильной промышленности Ernst & Young Иван Бончев.
Практически нет проблем с компенсацией у дилеров, продающих иностранные автомобили. В компании «Рольф» сообщили, что уже получили возмещение за март и апрель. В дилерском центре РТДС, торгующем автомобилями Рено, также нет жалоб.
То, что с проблемами чаще других сталкиваются дилеры АвтоВАЗа, легко объяснимо: на Лады составляют 81% проданных по утилизации автомобилей. Далее с большим отрывом идут Рено (5,7%), Форды (2,3%), Шкоды, Уазы и модели ГАЗа.