Имущество ТагАЗа арестовано по иску сбербанка РФ, которому завод должен более 6 млрд руб. по кредитам, – сообщил сегодня, 27 июля,
КоммерсантЪ. Затем сегодня же может последовать арест денежных счетов завода (сбербанк боится утечки средств, хотя опасается и социального взрыва в Таганроге, где на заводе работает ок. 6 тыс. человек). Тогда завод, скорее всего, будет вынужден остановить производство – нечем будет платить за автокомпоненты. Ранее ТагАЗ подал встречные иски к сбербанку более чем на 9 млрд руб.
Арестовано, в частности, оборудование и здания ТагАЗа, «на свободе» остались автомобили, которые выпускает завод. Представитель ТагАЗа Елена Ларина на звонки Ъ не отвечала.
Как пояснили в управлении судебных приставов, аресты проведены по иску Юго-Западного сбербанка – одного из крупнейших кредиторов завода. Банк держит 6,3 млрд руб. долга ТагАЗа при его общей задолженности в 21 млрд рублей. Больше ТагАЗ должен только ВТБ (6,5 млрд рублей). В мае ТагАЗ планировал договориться с кредиторами о реструктуризации долга, но до сих пор не сделал этого.
Активы ТагАЗа уже попадали под арест по искам кредиторов в прошлом году, сообщил источник Ъ на заводе. Тогда получилось быстро договориться, возможно, так будет и в этот раз. Тем более что арест имущества никак не сказывается на производстве ТагАЗа. В УФПС подтвердили, что арест имущества позволяет продолжать сборку автомобилей. Однако если оно арестует денежные счета, это наверняка остановит производство, заметил источник Ъ в сбербанке. ТагАЗ не сможет оплачивать закупку машинокомплектов для сборки автомобилей (сейчас завод ведет переговоры о сборке китайских BYD и корейских Хендэ).
Сбербанк, с одной стороны, не хочет доводить до остановки ТагАЗа, опасаясь социальной напряжённости в Таганроге (на заводе работает порядка 6 тыс. человек). С другой – опасается и вывода активов с завода, который не делает ничего, чтобы погасить задолженность. Сразу после того как сбербанк потребовал арестовать активы ТагАЗа, собрание акционеров завода одобрило создание нового юридического лица, которое в перспективе должно заняться сборкой автомобилей,— Таганавтопрома. Кредиторы восприняли его как юридическое лицо, в которое наверняка будут выводиться активы с ТагАЗа, поясняли источники Ъ. По словам источника Ъ, близкого к заводу, в новое юридическое лицо устроены на работу уже около 4 тыс. сотрудников ТагАЗа.
Если счета ТагАЗа действительно будут арестованы сегодня и менеджмент предприятия продолжит прежнюю политику относительно кредиторов, скорее всего, дело дойдет до банкротства ТагАЗа, внешнего управления или смены собственника, считает аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов. Как производственная площадка завод, в принципе, интересен. Если учесть, что его основные кредиторы – государственные, можно передать завод кому-нибудь «в рамках программы развития автопрома». Однако сбербанку вряд ли интересно всерьёз заниматься развитием ТагАЗа и искать ему инвестора, отметил аналитик ИК Атон Михаил Пак. Сбербанк давно и безуспешно пытается решить проблемы другого своего должника – ИжАвто.