Разработку российского электроусилителя, предназначенного в первую очередь для нового вазовского семейства LADA KALINA , изначально повели три научно-производственные фирмы, по конверсионным планам решившие заняться мирной продукцией. Это махачкалинское ОАО «Авиаагрегат», воронежское НПО «Энергия» и новосибирский НИИ. Каждый решил выбрать свой путь и свою версию использования силы электричества, пишет в свежем номере автомобильная газета
«Семь Верст».
Махачкалинцы взяли распространенную схему с электродвигателем, связанным с рулевым валом в колонке посредством червячного редуктора. Точно такая же схема получила развитие и в воронежской разработке, но в отличие от махачкалинского варианта «Энергия» применила электродвигатель обычного типа.
За перспективную, но мало изученную схему взялся новосибирский институт. Они решили разработать безредукторную версию электроусилителя, передавая момент непосредственно на вал в рулевой колонке. Отсутствие редуктора сразу снимало с разработчиков массу вопросов по доводке зацепления «червяк-червячное колесо», таящее в себе много подводных камней.
В процессе работ воронежцы столкнулись с большой проблемой своего двигателя. Рулевое управление с их электроусилителем было полностью «непрозрачным», стабилизация управляемых колес отсутствовала. В результате им пришлось вводить в программу работы алгоритм искусственной стабилизации. Но, промучившись с этой проблемой пару лет, НПО «Энергия» решило закрыть тему электроусилителя рулевого управления автомобиля.
Конструкция махачкалинского «Авиаагрегата» получилась более жизнеспособной и была принята к установке на LADA Kalina. Тем более что до момента допуска своего электроусилителя на конвейер «Авиаагрегат» получил определенный опыт по его эксплуатации на автомобилях, что называется, вторичного рынка.
Однако вместе с выбором конструкции «Авиаагрегата» АВТОВАЗ не остановил и сотрудничество с Новосибирском. Их детище от образца к образцу становилось все более совершенным. Институт заключил даже договор о производстве своего продукта с одним из поставщиков АВТОВАЗа – Калужским заводом автомобильной электроники. Кроме того, их проектом заинтересовался еще один партнер АВТОВАЗа – Димитровградский автоагрегатный завод. Их экземпляры электроусилителей пока не дотягивают до требований по максимальному компенсирующему моменту, но в скором будущем также могут получить одобрение волжского автогиганта.