08.06.2011
Кому выгодны плохие дороги?
Дороги, одна из двух важнейших российских бед, стали бездонным источником прибыли чиновников и строительных компаний: при нормативе ремонта один раз в 8-12 лет покрытие заменяется ежегодно, и тратится на это до 700 миллиардов рублей.
Эксперты считают, что бесконечное летнее перекладывание асфальта при существующих коррупционных схемах представляет собой бессмысленное переливание из пустого в порожнее. Система тендеров, при которой объём работ получают компании, предложившие максимум экономии, также не способствует качеству дорожного покрытия, так как при ней слабо учитывается связка цена-качество.
Международные специалисты удивляются высоким российским ценам на дорожное строительство и низкому качеству покрытия.
Например, стоимость километра автомобильной дороги в Германии также очень высока - приблизительно три млн. евро за километр, однако ремонтировать их приходится всего лишь раз в 25-30 лет. Конечно, климат центральной России с зимними морозами и летней жарой не способствует сохранению дорожного покрытия, однако современные технологии давно уже позволяют справиться и с этой проблемой.
Но даже и традиционные технологии дорожного строительства не соблюдаются в полном объёме. «Я ни разу не видел, чтобы дорожные работы велись с соблюдением технологий, когда меняется не только асфальт, но и гравий. Поэтому каждый год у нас все дороги нуждаются в ремонте», – говорит координатор Федерации автовладельцев России в Санкт-Петербурге Алексей Шумак.
«Если найдётся чиновник, который захочет делать хорошие дороги, ему этого не позволят. Потому что плохие дороги строить выгодно и чиновникам и подрядчикам. Чем больше объём работ, тем больше на них выделяется средств, расходование которых государство не контролирует», - считает автоэксперт Сергей Асланян.
Формирующемуся в России гражданскому обществу не мешало бы взять контроль над дорожным ремонтом и строительством в свои руки. Законодательных препятствий этому не существует, напротив, частота капитального ремонта дорожного покрытия раз в 8-12 лет прописана в нормативных актах столицы и других субъектов федерации, но компании, укладывающие асфальт по госзаказу, дают гарантию только на 1-2 года, что, в общем, сразу указывает на грубое нарушение технологий, повлекшее существенный имущественный ущерб, либо же хищение денежных средств.
Для эффективного контроля над дорожным ремонтом также необходима единая тарификация, чтобы цены на 1 километр дорожного покрытия брались, как заметил премьер-министр Владимир Путин, «с потолка».