21.12.2011
С нового года начнутся большие проблемы с техосмотром
Первые месяцы после вступления в силу нового закона о техосмотре будут тяжёлыми и для госавтоинспекции, и для граждан, признал генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов. После новогодних праздников многие не смогут пройти техосмотр из-за дефицита талонов и отсутствия соответствующих новым требованиям экспертов. Представители шести ответственных за реформу ведомств считают, что «всё в порядке», но «присутствуют некоторые шероховатости».
Реформа системы техосмотра запущена весной после слов Дмитрия Медведева о высоком уровне коррупции в ней. На подготовку 29 нормативных и законодательных актов ведомствам отвели срок до 1 января 2012 года. На прошедшей накануне конференции участников рынка СТО было очевидное непонимание между участниками реформы – МВД, минтрансом, МЭР, минобразования с одной стороны и владельцами почти двух тысяч СТО по всей стране – с другой.
Пока, по словам зама директора департамента госрегулирования МЭР Евгения Ковтуна, на разных стадиях, от уже подписанных до находящихся в разработке, существует чуть более 20 нормативных документов. Так, внешний вид нового талона о прохождении ТО стал известен только в этот понедельник. «Первые заявки на получение талонов нового образца Российский союз автостраховщиков направил в территориальные органы МВД 15 декабря, процедура их печати может и затянуться, и бланки вряд ли поспеют в регионы до 1 января», – рассказал один из участников мероприятия.
«Даже если они успеют напечатать сами талоны, приказ «О порядке обеспечения бланков ТО» ещё на регистрации в минюсте, а значит, РСА не имеет права на заключение трёхсторонних договоров между СТО, союзом и печатниками», – заметил собеседник РБК daily – владелец пункта ТО. «Мы делаем всё невозможное, чтобы бланки нового образца в январе были», – заявил в ответ на реплики участников конференции представитель РСА.
Выдавать их смогут исключительно СТО, прошедшие аккредитацию в Союзе автостраховщиков.
Но и со старыми бланками ТО могут возникнуть проблемы. На ноябрь в реестре МВД было 1907 СТО, регистрацию в реестре РСА, как требует реформа, прошла 571 станция. Плюс к этому автоматически присоединяется 59 СТО в системе МВД. По словам главы РСА Павла Бунина, к концу года там ожидают более 1200 заявлений, но из 14 регионов страны пока не поступило ни заявки. «Даже сложно представлять очереди, которые выстроятся в результате такой арифметики», – предположили в зале.
Другая загадка владельцев СТО – стоимость комплекса для подключения к базам МВД, разрабатываемого его подрядчиком. Аккредитация и доступ в реестр бесплатны, но на вопрос, во сколько обойдётся замена сотрудника МВД («хранителя» кодов к зашифрованным каналам и базам министерства) на удалённый доступ через интернет, представитель разработчиков МВД Сергей виновато разводил руками.
«Нам это будет стоить 300 тыс. руб. каждому», – ответили за него в зале. Сергей парировал: «Цена подключения будет на порядок ниже, – и добавил: Ну, почти на порядок». Владельцы СТО в это время недобрым словом вспоминали московское ФГУП, оказывающее услуги доступа к базам «всего за 15%» от стоимости ТО, то есть примерно по 100 руб. с автомобиля.
В кулуарах собственник одной из питерских СТО с трёхсотграммовым браслетом и перстнями передал Сергею «чисто конкретную просьбу» по оптимизации процессов работы системы, отрекомендовав её как «от простых питерских пацанов с улиц, которые не знают, как им на дороге после Нового года с жезлом работать». По его словам, даже при старой, но отлаженной схеме информация о ТО со станции в базу ГИБДД «шла три-четыре дня». Сейчас со всей неразберихой это затянется на неопределённый срок. «Нам что, заверительные справки начать выдавать о прохождении?», – негодовал собеседник РБК daily.
Генерал-лейтенант полиции Владимир Швецов признал, что «первые месяцы и для сотрудников госавтоинспекции, и для граждан будут тяжёлыми». Согласно сводке МВД, в регионах сейчас 9 млн бланков, которых хватит минимум на квартал, но в ряде регионов их нет совсем. Такая ситуация, судя по всему, в Астраханской области и Северной Осетии, а в Краснодаре их переизбыток. «Просто в нашей ГИБДД оставили себе пару тысяч, а в главк отписали ноль», – уверен владелец СТО из Красногорского района Подмосковья.
Другой дефицит, образовавшийся в рамках реформы, – кадровый. По требованиям минпромторга эксперты, заверяющие прохождение ТО, должны иметь высшее специализированное образование и 2 года стажа или непрофильное высшее и 3 года стажа плюс диплом о дополнительном образовании «эксперта по техконтролю и диагностике автотехнических средств». И что немаловажно – права на все категории автомобилей, которые будет инспектировать. Из всех присутствующих в зале, а это собственники пятой части всех СТО в стране, полностью подходящий под все требования сотрудник нашелся только у одного. Правда, дискуссии по этому вопросу не получилось: представители минпромторга до конференции не добрались, как и их коллеги из ФСТ.