29.12.2011
В Новый год ГАЗ отпразднует 80-летие
1 января исполнится 80 лет с основания первого в СССР автозавода – ГАЗа.
ГАЗ построен за 18 месяцев, вступил в строй 1 января 1932 года, 29 января с конвейера сошла первая полуторка ГАЗ-АА. В октябре 2011 года ГАЗ выпустил 18-миллионный автомобиль, он создал более 150 моделей и модификаций грузовых и легковых машин. Среди наиболее известных моделей завода – «эмка» и «полуторка» ГАЗ-АА, грузовики ГАЗ-66, 52 и 53, легковые Победа, Волга и Чайка. Волга ГАЗ-21 стала символом демократических перемен 1960-х. В 90-е годы полуторка Газель сыграла огромную роль в становлении рыночной экономики, спасла страну от транспортных перегрузок, помогла выжить малому и среднему бизнесу и дала импульс развитию предпринимательства.
«Трудно переоценить роль Горьковского автозавода в развитии других предприятий отрасли», – считают на ГАЗе. Его специалисты делились опытом с коллегами с УАЗа, АвтоВАЗа, КамАЗа и других заводов. ГАЗ был учебной базой для инженеров и рабочих машиностроительных предприятий Советского Союза. «Именно на Горьковском автозаводе сформировалась советская конструкторская автомобилестроительная школа», – утверждают там.
В Великую Отечественную ГАЗ за короткий срок перешёл на массовый выпуск танков, бронеавтомобилей, самоходных артиллерийских установок, боеприпасов. Танки Т-60, принимавшие участие в знаменитом параде 7 ноября 1941 года на Красной площади, стали одним из символов Победы под Москвой. Многие рабочие и инженеры завода, сражавшиеся на фронте, отдали свои жизни, защищая Родину. Коллектив предприятия за самоотверженный труд в годы войны отмечен орденами Ленина, Красного Знамени, Отечественной войны I степени. Тысячи автозаводцев были награждены орденами и медалями, заводу 33 раза присуждалось переходящее знамя государственного комитета обороны.
В послевоенный период завод выпускал новые модели грузовых и легковых машин, разработка которых не прекращалась и в войну. Они участвовали в восстановлении разрушенных во время войны предприятий, поднятии целины, в строительстве Байконура и БАМа. «Едва ли найдутся советские автомобили, которые могли бы соперничать по популярности в народе с Победами и Волгами», – утверждают на ГАЗе. Его машины экспортировались в десятки стран, их можно было встретить в любых уголках света. После войны завод остался крупным центром производства военной продукции, его боевая техника использовалась в зонах «государственных интересов» СССР в разных частях земного шара.
В 1994 году завод запустил выпуск Газелей, позволивших в сложных условиях переходного периода сохранить коллектив и производственный потенциал и дать новый импульс всей экономике страны. В 2003 году ГАЗ первым в стране внедрил созданную Тойотой систему «бережливого производства», повысив производительность труда в 4 раза.
В 2005 году на базе Горьковского автозавода сформирована группа ГАЗ Олега Дерипаски – крупнейший автомобилестроительный холдинг, объединяющий 18 предприятий в десяти регионах России. Группа лидирует на отечественных рынках коммерческого транспорта (около 50% в сегменте LCV, 45% в сегменте полноприводных тяжёлых грузовиков, 70% в сегменте автобусов) и автокомпонентов.
За последние 2 года ГАЗ сделал качественный рывок в обновлении модельного ряда, «который открыл предприятию блестящие перспективы».