26.01.2012
Экологи Москвы бьют тревогу из-за новых реагентов, власти уверяют в их безвредности
Тротуары Москвы побелели благодаря новому реагенту – смеси мраморной крошки, муравьиной кислоты и долгие годы бывшей под запретом соли. Москвичи уже жалуются, что соль портит обувь и вызывает ожоги на лапах домашних животных. По прогнозам экспертов, весной столицу накроет солёная мраморная пыль, в которой она может задохнуться, кузова машин за год могут превратиться в решето. Представитель мэрии заверил, что новые реагенты абсолютно безвредны, а перед летом дороги четырежды обработают Чистодором, который всё смоет.
Вместо гранитного щебня в этом сезоне в Москве начали использовать мраморную крошку. Мрамор в несколько раз менее стоек к истиранию и быстро перемалывается колёсами в пыль. Отсюда повышенная запылённость воздуха и белесый налёт на дорогах, во дворах, на фасадах зданий.
Сопредседатель Союза экологических общественных организаций Андрей Фролов подсчитал, что за зиму на столичные дороги и тротуары попадёт несколько сотен тысяч тонн реагентов, в том числе каменной крошки. К весне мраморной пыли скопится столько, что столица рискует задохнуться.
На тротуары и дворовые дорожки мэрия Москвы вернула каменную соль, от которой отказались в начале «нулевых». Тогда применение NaCl ограничено втрое именно по причинам, вновь упоминающимся в жалобах: соль немилосердно портит обувь и вызывает ожоги на лапах домашних животных. В этих жалобах упоминается не обо всём: новые реагенты в несколько раз увеличили нагрузку на экосреду Москвы. Рейд показал, что коммунальщики рассыпают реагенты, закупленные в объёмах десятилетней давности, в чрезмерных дозах. «Рассыпаются реагенты неравномерно, иногда чуть ли не кучами, это сильно увеличивает концентрацию вредных веществ, но не помогает бороться с гололедом. А вот чтобы решить проблему на тех участках, куда реагенты не попали при первом нанесении, дорожники просто используют дополнительное количество тех же реагентов. В результате на дорогах вредных примесей оказывается больше, чем было бы нужно при рациональном применении», – объяснили в общественном центре.
«Обидно за владельцев автомобилей, – говорит Дмитрий Леонтьев, руководитель МОЦ «За безопасность российских дорог». – Есть реальный риск того, что мы вернёмся к ситуации 90-х, когда кузова машин после ежедневного душа из крепкого соляного рассола сгнивали за один сезон».
«Тротуары, пешеходные зоны сейчас обрабатываются мраморной крошкой и муравьиной кислотой. Это абсолютно натуральные компоненты, безопасные для экологии и людей. В связи с этим тротуары стали более светлыми», – прокомментировал руководитель столичного департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Андрей Цыбин. – «Обувь нужно только помыть, почистить. Эти материалы не оставляют таких следов, как было раньше». Перед летним сезоном все столичные дороги будут четыре раза обработаны Чистодором, который смоет все реагенты, обещал чиновник.