22.02.2012
Эксперты предрекают легковому авторынку РФ стагнацию сейчас и обгон всей Европы потом
Эксперты не верят в продолжение роста легкового авторынка РФ в текущем году более чем на 5%, но предрекают ему выход на первое место в «европейском первенстве» через 3-5 лет. Такой вывод можно сделать из выступлений и презентаций конференции автомобильных маркетологов «Автомобильный рынок России. Итоги и прогнозы», прошедшей в Москве накануне.
Замедление роста рынка должно стать следствием завершения госпрограмм автоутилизации и субсидирования автокредитования. По опыту европейских стран, программы утилизации «оттягивали» до 50% коммерческих продаж в будущем, отметил директор по маркетингу СП Форд Соллерс Валерий Тараканов.
По прогнозу директора по маркетингу и поддержке продаж GM DAT CIS Александра Мигаля, российский авторынок может показать падение уже в апреле, поскольку в апреле прошлого года начался бум продаж.
По прогнозам экспертов, наибольшие потери в нынешнем году должен понести основной бенефициар утилизационной программы – АвтоВАЗ. По мнению председателя Совета директоров ГК ДримКАР Олега Мосеева, благодаря сокращению его доли улучшить свои позиции смогут массовые иномарки, особенно российской сборки. «В частности, Киа сможет нарастить продажи за счет нового Рио, а Рено – благодаря запуску нового кроссовера Дастер», – уточнил он.
Вступление России в ВТО и последующее за этим снижение пошлин на автоимпорт, по оценке экспертов, существенного влияния на состояние российского авторынка не окажет. «Разве что в сегменте импортных иномарок перед вступлением России в ВТО можно ожидать снижения спроса, когда покупатели будут ждать снижения пошлин и соответствующего снижения цен», – заметил начальник отдела планирования продаж и маркетинговой стратегии Тойота Мотор Борис Саленко.
В целом российский авторынок находится ещё «в подростковом возрасте» и мало предсказуем, отмечают эксперты. Участники рынка предпочитают строить консервативные прогнозы, а при росте спроса декларируют готовность достаточно оперативно отреагировать на рост продаж (чего, правда, не было в прошедшие годы – квоты после кризиса были «пессимистическими», спрос многократно их превышал, и очереди россиян за некоторыми моделями растягивались на полгода и больше).
Вместе с тем эксперты уверены, что в течение 3-5 лет Россия сможет обогнать Германию и стать лидером по автопродажам в «европейском первенстве». В количественной оценке будущего производства эксперты расходятся – по мнению одних, «потолком» станет 3 млн легковушек в год, другие уверены, что при развитии дорожной инфраструктуры рост продлится до 5 млн автомобилей.