22.03.2012
Анонс ограничений госзакупок привёл к буму госзаказов на люксовые внедорожники
Обещание МЭР разработать за 2 месяца законопроект об ограничениях при закупках служебных машин привело к буму госзаказов на люксовые внедорожники. Только за последнюю неделю число заказов на машины от $100 тыс. превысило предложение. Абсолютным фаворитом оказался 200-й Ланд Круизер – самая дорогая модель в линейке Тойоты, а самый дорогой заказ сделали представители ФСБ (за 7 млн рублей – видимо, бронированный).
Судя по сайту госзакупок, этому большому полноприводному автомобилю, который в автосалонах Москвы стоит в районе 3,1 млн руб. (менее представительный RAV-4 – от 967 тыс. руб.) отдают предпочтение чиновники по всей стране, констатировала газета РБК daily.
Чиновники традиционно не отказывают себе ни в чём. Управление федеральной службы судебных приставов по Кабардино-Балкарии желает чёрный Ланд Круизер в комплектации «полный люкс» с вентилируемыми сиденьями и готово заплатить из бюджета 3,3 млн руб. Аналогичные запросы у правительства Хабаровского края. Но там помимо L200 пожелали приобрести ещё 3 Ланд Круизера Прадо подешевле – всего на 7,8 млн руб.
Приставы из Республики Саха также заказали себе L200, но готовы выложить из бюджета на 50 тыс. руб. больше (3,35 млн руб.). В федеральном пресс-центре ФССП РБК daily не смогли ответить, было ли какое-то указание регионам закупать именно такую модель автомобиля. Правда, московское управление ФССП заказало себе авто класса люкс немного поскромнее (Ауди А-6 за 2,6 млн руб.).
В свою очередь департамент госзаказа ХМАО не указал, какой именно автомобиль хочет за 3,5 млн бюджетных рублей. Однако характеристики в техзадании – подробное описание того же 200-го Круизера. Госкомитет по размещению госзаказа Башкирии оказался самым прижимистым из любителей 200-го Ланд Круизера. За одну машину чиновники готовы заплатить 3 млн бюджетных рублей. Зато хочет сразу 3 машины. А вот башкирские провинциалы не стали скромничать: Белорецкая районная администрация заказала 200-й Круизер в юбилейной версии 4,7 Люкс за 3,2 млн руб. Дальше всех пошли, как нетрудно догадаться, представители ФСБ, заказавшие 200-й LC за 7 млн. Дороговизну автомобиля можно объяснить лишь его крепкой бронёй.
Любовь чиновников к «крузаку» эксперты объясняют просто. «Ланд Круизер 200 – это очень надёжный, устойчивый автомобиль с хорошей проходимостью, удачная модель, и её уважают даже автомобилисты, не любящие марку Тойота», – прокомментировал РБК daily руководитель московского отделения федерации автомобилистов России Сергей Канаев. Хотя лично он считает, что цена на чиновничьи машины не должна превышать 2 млн бюджетных руб. «За эту сумму можно приобрести довольно неплохой автомобиль наподобие Тойоты Камри. Для региональных же чиновников планку нужно установить в 1 млн руб.», – уточнил Сергей Канаев.
Нашлись и исключения в повальном тренде. Так, администрация Грозненского муниципального района Чечни заказала себе чёрный Лексус LX 570 за 3,6 млн руб. в комплектации с «четырехзонным климат-контролем с дополнительным обогревателем для второго и третьего рядов» и множеством других «примочек», вероятно, столь же жизненно необходимых чеченскому муниципальному чиновнику.
«Подобные траты – это больше чем коррупция, это готовый состав преступления: нецелевое использование бюджетных средств», – возмущается председатель национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Бороться здесь можно только запретительными мерами и увольнениями, считает он. Повлияло ли на спрос решение минэкономразвития разработать за 2 месяца законопроект об ограничениях при госзакупках служебных автомобилей и решение правительства пересадить в очередной раз чиновников на отечественные машины, РБК daily выяснить не удалось. А что выяснять – и так понятно…