20.04.2012
Депутат Госдумы предложил штрафы за резкие маневры и несоблюдение дистанции
В Госдуму внесен законопроект, который предлагает штрафовать на 2,5-5 тыс. рублей за резкое перестроение, ускорение, торможение и несоблюдение безопасной дистанции между машинами. ГИБДД идею не поддержала.
Дополнить КоАП статьей «Управление транспортным средством, создающее угрозу возникновения аварийной ситуации (агрессивный метод вождения)» предложил депутат Госдумы Ярослав Нилов (ЛДПР). В пояснительной записке он сослался на США, где в законодательстве многих штатов существует понятие reckless driving (безрассудное вождение). При этом в Теннесси агрессивной считается езда на мотоцикле на одном колесе, в штате Виргиния – участие в нелегальных гонках на автомобилях. В Великобритании разделяются понятия dangerous driving (опасное вождение, с умышленным нарушением ПДД) и careless driving (небрежное вождение, с непредумышленным нарушением ПДД). В советское время был термин «нарушения, повлекшие создание аварийной обстановки», вынудившие других водителей «резко изменить скорость и направление движения».
Госдума и ГИБДД не поддержали законопроект. «Законопроект я не видел. Но кто будет определять, опасное маневрирование или безопасное? Совершал водитель резкое торможение или плавное? Возможностей администрировать эти нарушения я пока не вижу, – прокомментировал Ъ первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков (ЕР). – Во Франции полицейский самостоятельно определяет опасность маневра, но если отдать это на откуп нашему сотруднику ГИБДД, то мы знаем, чем это все закончится. Инспектору может показаться, что водитель неоднократно тормозил, а в действительности он просто притормаживал в целях безопасности». В ГИБДД поправок пока не читали, но высказанные Вячеславом Лысаковым аргументы поддержали.
«Понятие агрессивной езды довольно-таки субъективно,– заявили Ъ в ГИБДД. – Должны существовать определенные и понятные критерии». Экс-глава ГАИ России Владимир Федоров напомнил, что понятие «нарушения, создающие аварийную обстановку» было отменено в СССР именно из-за сложностей в квалификации. Однако Ярослав Нилов никакой проблемы здесь не видит: «Можно применять показания свидетелей и видеорегистраторы, установленные на гражданских и полицейских машинах».
«ГИБДД настороженно относится к таким инициативам, потому что знает реальный уровень юридической и технической подготовки низового состава инспекторов, – прокомментировал Ъ научный директор НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. – Такие нормы вводятся и настраиваются годами, в течение которых накапливается правоприменительная практика. Естественно, что при этом возникают риски неверной квалификации нарушений полицейскими. Во всем мире разделяют невнимательных водителей и водителей-преступников, нарушающих ПДД умышленно. Вот для злоумышленников в РФ надо вводить уголовную ответственность».