28.04.2012
АвтоВАЗ попал в финансовую яму
АвтоВАЗ резко ухудшил финансовые показатели за 1 квартал, его чистая прибыль по РСБУ сократилась в 9 раз к тому же периоду прошлого года (с 916 до 106 млн рублей). Финансовая яма, в которую попал АвтоВАЗ – результат падения его продаж на 9,7%, до 125,86 тысячи Лад (на внутреннем рынке – еще больше, на 14,9%, до 109 тысяч). По оценке агентства экономической информации Прайм, АвтоВАЗу будет проблематично выправить финансовую ситуацию из-за привычки к госпомощи.
Спрос упал даже на самую дешевую и потому популярную классическую Ладу 2107 (рекомендуемая розничная цена – 206 900 рублей). В начале апреля директор АвтоВАЗа по связям с общественностью Игорь Буренков сообщил, что с января по март продано только 34 тысячи семерок, на 71% меньше прошлогоднего показателя. Падение продаж заставило АвтоВАЗ отказаться от ее производства.
В кризис АвтоВАЗ получил из бюджета через корпорацию Ростехнологии (одного из своих акционеров) более 75 млрд рублей. Кроме того, правительство выделило из бюджета порядка 30 млрд рублей на «заточенную» под АвтоВАЗ программу утилизации (действовала с весны 2010 по осень 2011 года). В 2010-2011 годы эта программа была драйвером роста показателей АвтоВАЗа, благодаря ей он продал 373,6 тысяч автомобилей (79% всех продаж по программе утилизации).
В конце прошлого года на АвтоВАЗе демонстрировали оптимизм, заявляя, что завод живет за счет не только утилизации, но и продаж. Опубликованные АвтоВАЗом 10 апреля финансовые результаты по РСБУ за 2011 год, даже несмотря на то, что они не отражают консолидированные результаты всей группы (нужно дождаться отчета по МСФО), выглядели убедительно: выручка выросла на 27,6%, до 174,8 млрд рублей, из них 138 млрд рублей – от продажи автомобилей. В прошлом году АвтоВАЗ продал 613 тыс. Лад, более чем на 10% перевыполнив свой план в 559 тысяч машин.
Ранее акционер АвтоВАЗа Рено-Ниссан заявлял, что в прошлом году получил в России ?49 млн прибыли против убытка в ?21 млн годом ранее.
По объяснениям президента АвтоВАЗа Игоря Комарова, негативные финансовые показатели первого квартала получились из-за запуска новых проектов. Ранее руководство заявляло, что оптимизация производственной и финансовой деятельности начнется по мере начала продаж новых марок машин на платформе Рено-Ниссана. 4 апреля было запущено производство Ларгуса.
Продажи первой модели АвтоВАЗа на платформе Рено-Ниссана должны начаться в июле, до конца года планируется выпустить 27 тыс. машин новой модели.
Кроме того, в текущем году на модернизированной линии АвтоВАЗа годовой мощностью 360 тысяч машин начнется выпуск пяти моделей на платформе B0 (Логана). Две из них будут носить шильдик Лада, две – Рено и одна – Ниссан. Автомобили Рено и Ниссана сборки АвтоВАЗа частично будут новыми, частично – уже существующими.
Ранее руководство АвтоВАЗа заявляло о планах увеличения производства к 2020 году до 1 млн машин. Весьма вероятно, что доля бренда Лада будет при этом снижаться.