16.05.2012
Лады разлюбили казаки, но полюбили казахи
АвтоВАЗ стремительно теряет позиции на своем крупнейшем экспортном рынке – Украине и столь же стремительно приобретает в Казахстане. В первом квартале продажи АвтоВАЗа на Украине упали на 42% и доля рынка сократилась почти вдвое, а в Казахстане продажи выросли на 196,4%, а доля рынка – до 41,5%.
АвтоВАЗ впервые утратил лидирующие позиции на рынке Украины, уступив первое место Хендэ и продав в 1 квартале 3,8 тыс. Лад, на 42% меньше к тому же периоду 2011 года (6,6 тыс.), говорится в отчетности АвтоВАЗа по РСБУ. В прошлом году АвтоВАЗ продал на украинском рынке 29 тыс. Лад, на 17% больше, чем в 2010 году. При этом АвтоВАЗ считает, что Украина остается для него стратегическим и одним из крупнейших экспортных рынков. «Одно из свидетельств – по итогам первых четырех месяцев 2012 года примерно 30% экспортных поставок готовых автомобилей АвтоВАЗа приходится на Украину», – отмечают на заводе.
По оценке директора отделения стратегического планирования дилерского холдинга Атлант-М, работающего в том числе и на Украине, Алексея Терещенко, модельный ряд АвтоВАЗа чрезвычайно, критически устарел, а единственное конкурентное преимущество – низкая цена при том, что в том же ценовом сегменте на украинском рынке представлены более современные китайские автомобили местной сборки. По прогнозу Алексея Терещенко, продажи АвтоВАЗа будут падать, пока на Украине не начнут продаваться Гранта и Лагрус. Серьезным риском для АвтоВАЗа (как и для иномарок российской сборки) Алексей Терещенко считает намерения украинских властей ввести временные защитные пошлины для поддержки собственного автопрома (+15% на 3 года).
Ослабив позиции на Украине, АвтоВАЗ смог укрепить их на рынке Казахстана, продав в 1 квартале 5,4 тыс. Лад, на 196,4% больше к тому же периоду 2011 года и увеличив рыночную долю до 41,5%. Наибольшим спросом в Казахстане пользуются Самары и Приоры, а Грант за 3 месяца продано 28, говорится в отчете АвтоВАЗа. В прошлом году казахском рынке продано 13 тыс. новых Лад.
На АвтоВАЗе хорошо понимают важность казахского рынка и в конце года сообщили о намерениях строить в Казахстане завод полного цикла мощностью до 120 тыс. машин в год. Планируется, что он будет собирать две модели Лады и две модели на платформе альянса Рено-Ниссан.