18.05.2012
Спрос российских властей на автозаки растет
В академии ФСИН в Рязани журналистам представлена выставка новейших отечественных автозаков. Их делают сами заключенные в Мелеузе (Башкортостан). Спрос государства на автозаки растет – в 2011 году заказано 75, в этом уже 93.
Россия, не Европа, здесь не так живут и по-другому умирают. И сидят в соответствии с родным российским менталитетом, рассказал начальник управления охраны и конвоирования ФСИН, полковник внутренней службы Михаил Буц. Однако современные автозаки, по его уверениям, отличаются комфортными условиями перевозки. Во всех машинах скоро появится ГЛОНАСС и кондиционер. Сейчас ГЛОНАССом оборудована четверть автозаков, сколько – кондиционерами, полковник не уточнил. Но пообещал: «Перевозить теперь будем по европейским нормам».
Журналистка Утра, обследовав выставочные автозаки, никакого комфорта внутри специальных Газелей и КамАЗов не нашла. В европейские стандарты увиденного ей тоже почему-то верилось с трудом.
Так, в автозак на базе Газели умудряются «упаковать» 21 задержанного плюс четверых сотрудников. Внутри расположены 4 (!) одиночные камеры и одна общая.
«Посмотришь одиночную камеру – и оторопь берет, – пишет журналистка. – Чтобы просидеть в таком крохотном пространстве хотя бы минуту, надо обладать сверхустойчивой психикой. Обнаружить в этой металлической коробочке кондиционер не удалось, как я ни искала – имелся только тусклый свет и несколько дырочек в стене. «Это вместо кондиционера вентиляция», – пояснил один из сотрудников ФСИН».
«В этой консервной банке – хоть с вентиляцией, хоть без вентиляции – от жары подохнуть можно. Сейчас она еще мало на жаре постояла и почти не нагрелась», – прокомментировали «комфортное авто» сами представители ФСИН.
«Это и есть европейские нормы?» – уточнила журналистка у Михаила Буца. И тут неожиданно выяснилось, что никаких европейских норм, на счастье производителей, заказчиков и всей индустрии автозаков, нет в природе. Но не потому, что европейцам на условия перевозки задержанных и заключенных наплевать. «Мы недавно ездили в Германию. Там если заключенного надо куда-то отвезти, конвоиры просто заказывают такси», – рассказал Михаил Буц.
В Европе нет даже уголовной статьи за побег – к беглецам применяют меры тюремного социального лифта. «Допустим, сидел он в хорошей камере – они вообще там все сидят в одиночках. Если он сбежал, его ловят и сажают в камеру похуже. И чтобы вернуться со временем в хорошую камеру, заключенному надо потратить уйму времени и сил», – сообщил Михаил Буц.
«А почему бы в России не перевозить как в Германии, на легковых автомобилях?» – спросила журналистка. Ответ не поразил оригинальностью: потому, что все сразу разбегутся.
В прошлом году, несмотря на спецавтомобили и огромные сроки за побег, на стадии следствия сбежал 41 человек. Впрочем, конвоирование на этом этапе осуществляет МВД, а не ФСИН. У сотрудников ФСИН ни одному осужденному на этапе конвоирования сбежать не удалось. Из мест заключения в 2011 году бежало четверо.
«Наш» заключенный упорно стремится покинуть места заключения. Один, к примеру, недавно «пытался оторваться в лесу, была использована служебная собака и оружие, побег был пресечен», беглец погиб.