15.08.2012
АвтоВАЗ достиг дна
В первом полугодии россияне потратили более 1 трлн руб. на покупку новых автомобилей, но отечественным автопроизводителям достались крохи гигантского пирога. Рыночная доля АвтоВАЗа в денежном выражении упала до исторического минимума, составив 7,5%, а доля всего российского автопрома – до 8,27%.
В денежном выражении легковой авторынок РФ в январе-июне 2012 года вырос на 32,1% к аналогичному периоду прошлого года, до порядка 1,04 трлн руб., следует из отчета АвтоВАЗа по РСБУ. При этом на долю АвтоВАЗа пришлось 7,5% продаж (на 79,19 млрд руб.). Объем продаж других российских брендов (УАЗа, ГАЗа и т. д.) составил чуть более 8,75 млрд руб. Таким образом, доля всего российского автопрома составила всего 8,27%. В первом полугодии 2011 года доля АвтоВАЗа на российском рынке в денежном выражении равнялась 10,09%, и даже в кризисном 2009 году показатель не опускался ниже 9%.
В количественном выражении ситуация для российских автопроизводителей выглядит не так плачевно. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за полгода продано 250,73 тыс. Лад, что составляет около 17,69% всего отечественного авторынка. При этом первая половина года была для АвтоВАЗа крайне неудачной, его продажи упали на 14%. Снижение рыночной доли АвтоВАЗа объясняется и тем, что автопроизводитель работает в нижнеценовом сегменте: его цены начинаются от 200 тыс. руб., тогда как средняя цена авто, купленного в России, по подсчетам Ernst & Young, в первом полугодии составила 790 тыс. руб.
«Снижение объемов АвтоВАЗа в денежном выражении вполне понятное, так как компания с прошлого года плавно теряет долю и в количественном выражении. Если они смогут нарастить продажи, им удастся стабилизировать денежный объем, но значительно отыграть его не получится», – уверен аналитик ВТБ Капитала Владимир Беспалов. С ним согласен руководитель направления машиностроения и транспорта по России и СНГ A. T. Kearney Moscow Евгений Богданов, уверенный, что доля АвтоВАЗа в денежном выражении увеличится, только если он увеличит продажи.
Правда, не все аналитики столь пессимистичны в суждениях. По мнению руководителя группы по предоставлению услуг компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers Стенли Рута, сейчас АвтоВАЗ достиг дна, но в будущем доля компании начнет восстанавливаться. АвтоВАЗ обновляет модельный ряд, вместо устаревших бюджетных моделей ставит на конвейер более современные и дорогие автомобили, напоминает эксперт.