Путинский указ может сделать российские дороги еще на 15-30% дороже
Чиновники готовы перекроить систему госзаказа для привлечения иностранных генподрядчиков к строительству в России новых дорог, на которые в бюджете может быть заложено до 500 млрд руб. в год. Минтранс подготовил предложения, позволяющие победителям конкурсов, в частности, легко менять стоимость и сроки контрактов. Новые правила, скорее всего, приведут к росту баснословных смет на строительство российских дорог на 15-30%. Весь «черный передел» затеян во исполнение президентского указа Владимира Путина.
Привлекать иностранных генподрядчиков к дорожному строительству поручил правительству Владимир Путин в мае. Чиновники должны до конца года разработать механизмы, которые облегчат зарубежным компаниям получение госконтрактов. Закон, регламентирующий распределение госзаказов и закупок, не запрещает зарубежным компаниям участвовать в аукционах. Но пока только немецкая Dorsh Consalt шесть лет назад выиграла тендер на контроль строительства автотрассы Чита-Хабаровск, говорится в материалах, подготовленных для Минтранса саморегулируемой организацией НП «Родос». Иностранные генподрядчики опасаются высоких финансовых рисков ввиду непрозрачности системы распределения госконтрактов, отмечают в НП.
Перечень предложений, позволивших бы зарубежным генподрядчикам заниматься госстройками в России, составлен в конце сентября на серии совещаний с участием представителей министерств транспорта, экономического и регионального развития. Среди предложений – проведение конкурсов на отбор генподрядчиков дорог в два этапа. Вначале претенденты должны подтвердить, что владеют новыми технологиями и имеют достаточно техники и компетенции. На этом этапе претенденты предлагают свои варианты строительства, на основе которых заказчик может скорректировать проект. Затем компании допускаются ко второму этапу, где рассматривается цена контракта и сроки. Если генподрядчик не применяет новые технологии, как обещал на конкурсе, заказчик вправе в одностороннем порядке разорвать контракт. Сейчас по это возможно только через суд. «Двухэтапные конкурсы будут фильтром для тех компаний, которые не обладают опытом, но ради получения госзаказа готовы демпинговать на аукционах, – пояснил принимавший участие в совещаниях чиновник минтранса. – Иностранцы не понимают, почему при отборе генподрядчика предлагаемая ими цена важнее компетенции компании».
У генподрядчиков, прошедших через «жесткий отбор», появится возможность по согласованию с заказчиками корректировать сметы, если в ходе строительства дорожают материалы и рабочая сила или увеличиваются объемы. Сейчас по закону проект, скорректированный по объемам работ, должен пройти повторно проверку в главгосэкспертизе, а заказчик обязан повторно провести аукцион по выбору генподрядчика. Но иногда власти находят выход, как в случае со строительством в Петербурге стадиона «Зенит-Арена», где смета с изначальных 6,7 млрд руб. увеличилась до 33 млрд (сейчас обсуждается новая цена – 43 млрд). Генподрядчик – «Трансстрой» Олега Дерипаски продлил договор после того, как соответствующий документ утвердили депутаты законодательного собрания города. Чиновники также предлагают обязать заказчиков в конкурсной документации прописывать сумму аванса. Сейчас власти могут и не предоставлять предоплату.
Предлагаемые изменения при распределении госконтрактов комфортны для западных компаний, утверждают представители австрийской Strabag и французской Vinci, принимавших участие в совещаниях в минтрансе. «Если будут приняты предложенные минтрансом изменения, то от этого выиграют и российские компании», – уточнил начальник управления подрядных торгов корпорации «Трансстрой» Владимир Шатуновский. Генподрядчикам есть за что бороться: по подсчетам минтранса, к 2015 году объем госзаказов в дорожном строительстве может достичь 500 млрд руб. в год.
Предложения планируется утвердить в течение октября на заседании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Чиновник минэкономразвития не исключает, что изменения в распределении дорожных госзаказов может вызвать сопротивление финансового блока правительства. По предварительным подсчетам, изменения могут привести к росту стоимости госстроек на 15-30%, сообщил чиновник.
LADAONLINE – это крупнейший русскоязычный портал, посвящённый автомобилям LADA в частности и отечественному автопрому в целом. Все самые последние новости автомобильного мира, обзоры последних моделей и прогрессивных технологий, уникальные аналитические статьи и отличная площадка для рекламодателей. Нас посещает несколько тысяч человек в день, которые суммарно просматривают тысячи страниц. Мы – портал с многолетней историей, большой аудиторией и хорошей репутацией. Узнайте о LADA всё вместе с нами!