Глава Соллерса вновь взял управление УАЗом на себя
Владелец, гендиректор и контролирующий акционер Соллерса Вадим Швецов решил вновь лично возглавить ключевой актив холдинга УАЗ, а директор УАЗа и ЗМЗ с 2010 года Сергей Юрасов досрочно покинет свои посты и вообще Соллерс. В компании изменение позиции Вадима Швецова, весной поговаривавшего об отходе от оперативного управления Соллерсом и возможном уходе на покой, объясняют «поиском стратегического партнера для УАЗа», который должен появиться до конца года. До сих пор владельцы российских компаний, в том числе сам Вадим Швецов, брали управление на себя в первую очередь в критических, кризисных и конфликтных ситуациях или накануне больших сделок.
О смене руководства на УАЗе и Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) сообщил сам Вадим Швецов. Возглавлявший оба завода с 2010 года Сергей Юрасов досрочно покинул оба кресла. ЗМЗ возглавит его технический директор Андрей Матюшин. В Соллерсе уточнили Ъ, что совет директоров ЗМЗ уже утвердил Андрея Матюшина в должности гендиректора, кандидатура Вадима Швецова должна быть утверждена «в ближайшее время». Причины увольнения Сергея Юрасова в компании не комментируют, однако сообщают, что он «уходит из периметра компании в целом» и в дальнейшем «будет развиваться самостоятельно».
В Соллерсе неожиданное решение Вадима Швецова заняться оперативным управлением лично объясняют в первую очередь поиском стратегического партера, необходимого для дальнейшего развития УАЗа. «После 2015 года в планах компании стоит начало производства внедорожников и коммерческих автомобилей на новой платформе, господин Швецов решил стать гендиректором завода, чтобы быть максимально вовлеченным в производство и переговоры с потенциальными партнерами», – уверяют в Соллерсе.
Вадим Швецов уже возглавлял УАЗ в самый разгар кризиса – в 2009-2010 годах. Затем его сменил Сергей Юрасов, которого в отрасли характеризуют как «чистого производственника» – с 2004 года он был исполнительным директором УАЗа, до этого работал на ГАЗе и в Ростсельмаше. Сам г-н Швецов сказал% «в России сложилась такая ситуация, когда для иностранных инвесторов решающую роль играет личная вовлеченность главного акционера в процесс управления», «Пока многие иностранные компании доверяют лично мне, и пока я таким образом могу быть полезен, я буду заниматься менеджментом. Как только мы исчерпаем все ресурсы в создании альянсов по выпуску автомобилей и автокомпонентов, мне перестанет быть интересным процесс управления, и можно будет уходить на пенсию».
Весной он говорил, что намерен отойти от операционной деятельности не только конкретных заводов, но и Соллерса в целом «в ближайшие полтора-два года». Преемника Вадим Швецов называл еще летом 2011 года – это его первый зам Николай Соболев.
Обычно владельцы российских компаний возвращались к оперативному управлению в трудные времена, в конфликтных ситуациях или накануне больших сделок, это было частым явлением в кризис. Например, в январе 2009 года гендиректором Русала стал Олег Дерипаска, а в феврале того же года владелец транспортной группы FESCO Сергей Генералов занял пост ее президента. Тогда этот шаг объясняли желанием в кризис «сосредоточить все стратегические и управленческие полномочия и ответственность в одной точке». В 2010 году Михаил Прохоров стал гендиректором «Полюс Золота» на фоне конфликта с казахскими партнерами вокруг KazakhGold. Алексей Мордашов возглавил Северсталь накануне IPO.
«Конечно, поиск партнера для УАЗа – достаточно сложная задача, но в принципе такие глобальные переговоры можно вести, являясь только гендиректором Соллерса», – прокомментировал Ъ один из источников среди автопроизводителей. В то же время никто из опрошенных Ъ участников рынка не слышал о «каких-либо серьезных проблемах на УАЗе», которые могли быть стать причиной резкой смены менеджмента и возвращения к управлению собственника компании. «Возможно, господина Швецова не устроил медленный ход переговоров и о партнерстве, но это можно только предполагать», – заметил источник Ъ.
Соллерс давно говорит о привлечении стратегического партнера для УАЗа. Источники Ъ рассказывали, что им может стать Сан Йонг, сборку моделей которого Соллерс ведет на Дальнем Востоке. В феврале стало известно, что индийская Mahindra & Mahindra, которой принадлежит SsangYong, тоже в будущем может запустить сборку в России. В сентябре Вадим Швецов говорил, что намерен определиться с платформой для нового УАЗа до конца года. Он отметил, что производство около 100 тыс. новых автомобилей в год может быть организовано либо в партнерстве, либо по лицензии.
«Вряд ли Вадим Швецов пришел на УАЗ только для переговоров о потенциальном партнерстве, обычно владельцы делают такие шаги, когда у компании возникают проблемы на операционном уровне», – предполагает аналитик Атона Михаил Пак. Но очевидных проблем у УАЗа он тоже не видит. Наоборот, чистая прибыль завода по РСБУ за первое полугодие выросла в шесть раз, до 826 млн руб., компания сократила коммерческие расходы. «Конечно, причиной роста в первую очередь стала не операционная деятельность, а прочие доходы, но тем не менее улучшение финансовых показателей налицо», – отметил он. Продажи УАЗа за январь-сентябрь выросли на 10%, до 42,7 тыс. машин. На фоне достаточно неплохой ситуации на УАЗе отставка Сергея Юрасова всего через два года после назначения «выглядит странно», полагает Михаил Пак.
LADAONLINE – это крупнейший русскоязычный портал, посвящённый автомобилям LADA в частности и отечественному автопрому в целом. Все самые последние новости автомобильного мира, обзоры последних моделей и прогрессивных технологий, уникальные аналитические статьи и отличная площадка для рекламодателей. Нас посещает несколько тысяч человек в день, которые суммарно просматривают тысячи страниц. Мы – портал с многолетней историей, большой аудиторией и хорошей репутацией. Узнайте о LADA всё вместе с нами!