Китайский автопром, как заметное за пределами Поднебесной явление, возник лет 10-15 назад, будто ниоткуда, и уже задает мировые тренды автомобилестроения. В 80-е одна машина приходилась на тысячу китайцев (что, конечно, учитывая количество последних, тоже было немало), притом, как правило, в госсекторе.
На него тогда и был ориентирован китайский автопром, выпускавший главным образом грузовики и совсем немного легковушек. В основе автопрома Поднебесной был заложен опыт автостроения СССР. Начинали в братском Китае со сборки под своими шильдиками наших ГАЗа-51 (в Китае – Юджин NJ130), ЗиЛов-150 и 157, УАЗа-469 на заводах, которые помогали строить наши инженеры. Первые китайские грузовики Цзефан СА10 (клоны наших ЗиСов-150) начал собирать в 1956 году построенный с нашей помощью Чанчуньский автозавод №1 (FAW), чуть позже он освоил ЗиЛ 157. По иронии судьбы на обанкротившемся ЗиЛе одно время планировали собирать модели FAW. А сейчас в планах
FAW продажа в России до конца года до 3 тысяч своих моделей. Кроме того, своей моделью V2 FAW надеется потеснить в России Калину. FAW надеется на привлекательность игривого дизайна а ля Судзуки Splash, симпатичный просторный интерьер и расход 4,7 л/100 км.
Второй завод, построенный с помощью СССР – Юджин, начал в 1958 году с производства 2,5-тонного Юджина NJ130, на самом деле ГАЗа-51А. А в Пекине вскоре начали выпускать по чертежам УАЗа джип Beijing BD-212 (Бэйцзин значит «Северная столица» и обозначает собственно Пекин в китайском произношении).
После охлаждения отношений с СССР в 60-70-х Китай начал выпускать по лицензиям Джипы, Фольксвагены, Тойоты, Ниссаны, Исузу. К началу автомобильного бума в Поднебесной сформировался костяк автомобильных производителей: FAW, DongFeng, Юджин, Бэйцзин, Wulling. В конце 90-х начался настоящий прорыв: гражданам даровали возможность покупать личные авто. Возникший огромный спрос оценивается в 7-9 млн машин в год. Обеспечивать его получили возможность только свои автопроизводители и СП с ними, на автоимпорт были установлены пошлины порядка 100%. За несколько лет автопроизводства в Китае открыли почти все ведущие автомобильные концерны мира, процесс продолжается. При этом страна получила не просто автозаводы, как в эпоху дружбы с СССР, а современный автопром.
Что же было до автопрома? BYD выпускал аккумуляторы для мобильников, Джили – холодильники, Хафей – самолеты и вертолеты, ChangFeng работал на оборонку и его продукция осталась засекреченной. Лифан чего только не выпускал – от кроссовок до вина, но серьезнее всего занимался производством мотоциклов и двигателей для них. Один Чери начал сразу с автомобилей (испанских Сеатов Толедо по лицензии): компания была создана только в 1997 году, в разгар китайского автобума.