Известный блогер Илья Варламов рассказал в своем ЖЖ, с какими трудностями столкнулся, оплатив штраф за нарушение ПДД Яндекс-деньгами. История вызвала бурное обсуждение.
В декабре Илье Варламову пришел штраф за нарушение правил парковки, он привычно оплатил его Яндекс-деньгами, с которыми до того никаких проблем не бывало. Однако в этот раз в феврале в ГИБДД попросили приехать к ним для дачи объяснений и показали большой список штрафов, которые блогер якобы не оплатил. Штрафы в этом списке делились, по словам Ильи Варламова, на те, которые он в глаза не видел и на уже оплаченные им Яндекс-деньгами. Блогер предъявил инспектору платежки Яндекса на компьютере. Инспектору проблема оказалась знакомой: «А, через интернет система часто не видит, надо напрямую через Сбербанк оплачивать или через сайт Госуслуг».
«Что теперь делать не совсем понятно. Надо куда-то ехать, писать заявления, прикладывать квитанции и доказывать, что ты оплатил. Или оплачивать повторно, – пишет Илья Варламов в своем блоге. – Зашел на Госуслуги, там этот штраф висит как неоплаченный. Такой подставы от любимого Яндекса я не ожидал. Кстати, вроде контрольный пакет акций Яндекс-Денег купил Сбер. Моя генетическая память говорит, что все, к чему прикасается Сбербанк, проваливается в ад.
Судя по отзывам, при оплате через коммерческие банки такая же ситуация. Так что будьте бдительны. Даже если вам кажется, что вы все оплатили, вас неожиданно могут кинуть в клетку или запретить выезд за границу. Проверить свои долги можно на сайте Госуслуг».
Пользователи в комментах пишут: «Кстати, такое же отношение у сбербанка к юрлицам – я давно принял решение держаться от него подальше», «Я оплачивал штрафы в Сбере, и сегодня получил звонок на тему неоплаченных штрафов. Так что дело не в яндекс-деньгах!», «оплачивала штраф через сбербанк-онлайн ещё в июле-до сих пор висит на госуслугах как неоплаченный((( дело не в яндексе...», «зачем нужен сервис при использовании которого я должен доказывать получателю, что я оплатил его услуги?», «вопрос уже не к сервису, а к части системы, которая в силу своей неразвитости готова воспринимать только бумажку», «Госуслуги тоже не спасают – летом оплатил через них штраф, а в декабре появилось уведомление в личном кабинете Госуслуг, что по поводу этого якобы неуплаченого штрафа дело передаётся в службу судебных приставов для взыскания долга! Т. е. через госуслуги оплатил и через госуслуги же пришло уведомление что не оплатил. P.S. сами деньги списались и нормально провелись, и статус в Госуслугах по этому штрафу как "оплачен"», «на хрена такие электронные госуслуги, если через интернет ничего оплатить нельзя? Сейчас зашел – "По данному постановлению данных для оплаты недостаточно. Обратитесь в ГИБДД для уточнения информации по постановлению". Зачем? На сайт госуслуг потратили хрен знает сколько денег, а сайт – дохлый», «При оплате через сбер то же самое, у мужа штраф в неоплаченных на госуслугах больше полугода провисел. Потом убрался. "Темные электрические силы до конца не изучены". Не платите 2й раз ни в коем случае, а то у вас получится в конце концов такая предоплата по штрафам – замучаетесь неправильно ставить машину)».
Пользователи делятся ноу-хау, как с этим бороться: «Я отправила запрос через интернет-приемную gibdd.ru и приложила квитанцию из ЯД.
Спустя неделю штраф на госуслугах сменил статус на "оплачен", хотя до этого болтался полгода неоплаченным.
Это работает»,
«Добрый день. Я работаю в Яндекс.Деньгах
Давайте разберёмся:
1. ГИБДД предъявило вам N штрафов из которых Вы половину вообще, не признаёте, как я понял. Уже вызывает вопросы.
2. ГИБДД всё-таки не кинули Вас на 15 суток, так как увидели, что Вы всё оплатили и признали что это их система чего то там не видит "часто" – уже хорошо.
3. Если органы не отстают, то сделать нужно следующее простое действие: написать на
support@yamoney.ru письмо с просьбой прислать Вам копии платёжных поручений. Вы, как гражданин обязаны только погасить штраф, что Вы и сделали, но не обязаны отслеживать то, как их система его "видит"
4. Госуслуги – смотреть информацию о своих задолженностях в Госуслугах сейчас не очень эффективно, так как связанность её базы и баз ГИБДД и налоговой пока оставляет желать лучшего – не все НЕоплаченные начисления отражаются в Госуслугах и не все оплаченные начисления исчезают из них в срок. Поэтому проверка долгов на Госуслугах может сыграть дурную шутку. Даже данные на сайте ФМС обновляются только по истечении 5-7 дней после оплаты», «важен не только сам факт оплаты, в ГИБДД ещё должна поступить информация о том, что штраф оплачен. Платежи же сами идут в пользу федерального казначейства. Вот именно передача этой информации о том, что платёж был, как раз, как показала практика, самый медленный процесс, который может идти до нескольких месяцев и больше.
Именно поэтому (не примите за пиар, действительно так) я плачу через терминалы Сбера. Они общаются с базой ГИБДД по билинговой системе и сразу предлагают тебе информацию о штрафе по просто номеру постановления, и заполнять квитанции не нужно (если ошибёшься в квитанции – заколебёшься из казначейства деньги вызволять)».
«Объясняю всем как правильно надо оплачивать штраф. Штраф надо оплачивать только с помощью банкомата (не операционистки!!!) Сбербанка РФ. После того, как банковская карта вставлена в банкомат – необходимо в соответствующем разделе ввести серию и номер Постановления, в соответствии с которым наложен штраф. После того как высвечивается сумма штрафа, подлежащего оплате – производите оплату. Если выдается сообщение, что номер Постановления не найден - забираете карту и никакой оплаты не производите! Данный алгоритм гарантирует, что после оплаты штрафа данным способом - он будет числиться в ГИБДД оплаченным.
Любые другие варианты оплаты, в том числе:
1. Оплата штрафа через портал Госуслуг.
2. Оплата штрафа через операционистку Сбербанка
3. Оплата штрафа через другие финансово-кредитные учреждения (включая Яндекс-деньги) – ведут к тому, что Ваш штраф в ГИБДД с вероятностью 99,9% будет числиться неоплаченным. Проверено лично. Конечно, после предъявления Вами документов, подтверждающих оплату – в базу данных внесут коррективы. Но оно Вам надо – дополнительно приезжать и предъявлять квитки?
Почему так происходит? Потому что при оплате штрафа через банкомат Сбера по номеру Постановления - происходит обмен данными и соответствующая база данных ГИБДД начинает видеть штраф как "оплаченный" в автоматическом режиме. В случае оплаты другим способом – доблестным сотрудникам бухгалтерии ГИБДД (или как они там правильно называются?) надо вручную разнести полученные на р/с деньги по выписанным Постановлениям, чем они заниматься не хотят. А вот когда Вас остановят на посту или когда к Вам придут судебные приставы и Вы после этого побежите предъявлять ранее оплаченные квитки – тогда они информацию подкорректируют...», «Не совсем бухгалтерия ГИБДД. Любые государственные платежи, включая штрафы и налоги, идут в местное управление федерального казначейства (УФК, если присмотреться на квитанции), а уже после поступления денег в казначейство, оно распределяет информацию о поступивших платежах между соответствующими ведомствами, в числе которых есть и ГИБДД».
Самую интересную историю рассказал пользователь, которого за карту Сбербанка посадили во французский «обезьянник»: «Сбербанк правда вещь в себе. Но Вам еще повезло. У меня был случай интересней: несколько лет назад прилетаю в Париж, у меня была встреча в Брюсселе и я решил совместить приятное с полезным, взять авто на прокат в аэропорту и прокатиться по старушке Европе немножко, благо было время. В аэропорту подхожу к прокатному агентству, заполняю формальности, передаю права и визу сбербанка. Девушка спокойно куда-то что-то вставляет, – вдруг напрягается, как-то натянуто мне состроила гримасу и к телефону. Минута – передо мной полицейский, вежливый такой – пройдемте. Смотрят багаж, долго изучают документы – часа три. Дальше спрашивают: Вам адвокат не нужен? – Я медленно начинаю соображать, что начались проблемы.
- В чем дело, собственно? – Отвечают:
-У вас поддельная карта. – Здрасте, приехали в голубую долину снов.
Я набираю телефон московского оператора сбера – только гудки, полицейские хмурятся, до консула не дозвониться также – полный алес капут!
Все-таки спасибо, что Франция, дозвонился до знакомого, имеющего гражданство Франции, тот как-то смог найти квалифицированного человека, разобрались и к утру выпустили из их французского "обезьянника".
Когда я вник в ситуацию оказалось: я прилетел во Францию в воскресенье, у нашего сбербанка выходной день, перед этим у них завис "комп" и стал молотить непонятное. Ясно, что труженики сбербанка оставили наладку на ближайший рабочий день, а тут я со своими залогами на прокатный транспорт – меня высвечивают как дефект и незарегистрированный, может еще чего, мне было сложно понять с нетвердым французским, но адреналина и опыта поднабрался так, что больше кредиткой сбербанка в поездках не пользуюсь - упекут еще в тюрьму где-нибудь на Таити. А Вы говорите штрафы!».
Правда, еще один пользователь напомнил, что было и хуже: «Эта ситуация не только со штрафами. И не только с Яндексом. Множество электронных платежей криво проходят, когда их оплачиваешь через сторонние сервисы. К сожалению, у нас еще не до конца отлажены системы электронных платежей именно по госуслугам.
Кстати, с Яндекс деньгами подобная ситуация была еще до приобретения Сбербанком. Но друзья мои, насколько это все мелочи с тем кромешным адом, который был еще совсем, по большому счету, недавно!
Я вот помню, как я платил штрафы в ГАИ лет 20 назад. Тогда права забирали за любое нарушение (даже за ремень!) для гарантии оплаты штрафа. Небольшие штрафы можно было оплачивать на месте, но у ГАИшника никогда не было при себе квитанций. В итоге вместо одного наказания (деньгами) водитель получал три:
Сначала едешь в ГАИ, сидишь в очереди часа два в каком-нибудь деревянном бараке (много где группы разбора были в каких-то сараях). Сидишь только для того, чтобы узнать, что таки да, ты нарушил, и должен уплатить такой-то штраф.
Затем идешь в Сбербанк, который поближе, где километровая очередь. Там заполняешь руками квитанцию, переписывая с образца. Умные люди занимают очередь, и пока она идет, заполняют. Естественно, авторучек никаких нет.
Потом, еще через пару часов, если тебе повезло, и ГАИ еще не закрылось, идешь туда с квитанцией, стоишь опять очередь (отдельную, для тех, кто с квитанцией), отдаешь, и забираешь права. Если же к моменту, когда ты все оплатил, ГАИ уже закрылось, что бывало чаще, то приходишь в другой день, причем группа разбора работает не каждый день. Если права у тебя забрали в каком-то далеком от твоего места жительства или работы районе, то так и мотаешься в этот район, иногда по пробкам. Да, пробки тогда были и серьезные.
А через месяц у тебя опять забирают права за какую-нибудь мелочь.
Да, это все, естественно, в Москве. И продолжалось до конца 90-х. Потом начались подвижки к лучшему – отменили временные, гаишники стали заниматься делом, а не цепляться по мелочам, а потом и отменили изъятие водительского. Наступали новые времена, старые проблемы уходили, их место занимали новые. Впрочем, это уже совсем другая история».