07.05.2014
Минпромторг ставит крест на льготных автокредитах
Проанализировав итоги I квартала 2014 г., минпромторг пришел к выводу, что закрытие льготного автокредитования не ухудшило ситуацию в автопроме. Продажи в 2013 г. упали на катастрофические 17%, а в 1 квартале - всего на 2,8%, сообщил глава минпромторга Денис Мантуров. Министр посоветовал производителям легковых автомобилей не ждать возобновления программы, а активнее работать с банками, чтобы те давали корпоративным покупателям российских автомобилей кредиты на выгодных условиях.
Напомним, программа льготного автокредитования действовала с июля по конец декабря 2013 г. и предусматривала субсидирование из федерального бюджета части процентной ставки по кредитам на отечественные и импортные легковые и легкие коммерческие автомобили стоимостью до 750 тыс. руб. За время действия программы на льготных условиях было выдано 260 тыс. автокредитов, что эквивалентно 9,3% всех машин, проданных в России в прошлом году.
В марте этого года автопроизводители и дилеры обратились в Минпромторг с просьбой о возобновлении программы, но ведомство сослалось на отсутствие средств в бюджете. В I квартале этого года, по данным Национального бюро кредитных историй (хранит информацию о 65 млн. заемщиков), в РФ было выдано 194 тыс. 107 автокредитов (-10,1% к АППГ). Правда в деньгах выдача сократилась всего на 1% до 109 млрд 100 млн руб. По оценке Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей сократились за тот же период лишь на 2%, а в марте сравнялись с АППГ.
Сдержать падение помогло ослабление рубля: производители объявили о повышении цен и люди старались успеть купить автомобиль по старой цене. Из-за низкого курса российской валюты производители были вынуждены поднять цены, что не способствует росту продаж, а если рубль продолжит падать, цены наверняка вырастут еще, считает представитель Джи Эм Сергей Лепнухов.
Минпромторг явно лукавит, равняясь на показатели продаж в I квартале: автозаводы начали оптимизировать производство с конца марта, а в апреле уже сокращали смены и останавливали производство. С 3-сменного на 2-сменный режим перешел с апреля завод Ниссана в Санкт-Петербурге, а с марта – петербургское предприятие Джи Эм. Форд Соллерс во Всеволожске в середине апреля останавливал конвейер на неделю и планирует сделать это еще, по крайней мере, один раз. Стояли АвтоВАЗ, УАЗ и др.
Второй квартал будет, возможно, самым сложным в этом году. Отсутствие господдержки, конечно же, не полная катастрофа для автопрома в РФ, но все-таки ухудшит ситуацию на рынке. Особенно неуверенно чувствуют себя продавцы автомобилей массового сегмента, где льготные кредиты особенно важны, считает директор по продажам дилерского центра Ягуар Ленд Ровер компании «Авилон автомобильная группа» Андрей Горшков.
По мнению директора дилерского центра Лексус-Ясенево компании Рольф Татьяны Форнасовой, точка в дискуссии о необходимости господдержки рынка еще не поставлена. Увы, ставить ее не дилерам, не производителям и уж точно не российским потребителям.