27.10.2016
ЕС против поддержки российского автопрома
Евросоюз направил в ВТО письмо о предполагаемом нарушении Россией правил этой международной организации. Речь о бюджетных субсидиях в поддержку российского автопрома. По мнению экспертов, в основе претензий борьба не за справедливость, а за интересы европейских автопроизводителей.
Соглашение по субсидиям (ASCM) делит дотации на запрещённые и допустимые. К первым относятся экспортные субсидии и субсидии, направленные на поощрение использования местных товаров по отношению к импортируемым. Минэкономразвития РФ готовит ответное письмо Евросоюзу.
По существу вопросы ЕС касаются мер поддержки российского автопрома и не связаны непосредственно с инвестиционным режимом в автомобильном секторе. Меры, о которых говорит ЕС, не содержат требований по использованию отечественных товаров и поэтому не предоставляют для таких товаров более льготного режима, чем для импортных. Следовательно, российские меры полностью соответствуют обязательствам России в ВТО, пояснила помощник министра экономического развития Елена Лашкина.
По мнению управляющего партнёра консалтинговой группы компаний Кириков Груп Даниила Кирикова, субсидии не привязаны формально или фактически к увеличению экспорта или развертыванию импортозамещения, что нарушало бы ст. 3 Соглашения. Автопром не получает средств на возмещение эксплуатационных убытков. Речь идёт о закупке комплектующих и красок, а также о покрытии авансовых платежей лизинговых компаний. Гипотетически чиновники из Брюсселя могли бы обвинить официальную Москву в том, что она воздействует на цены с целью перераспределения доли иностранных и российских компаний на рынке. Например, ссылаясь на то, что в 2015 г. продажи новых иномарок в России сократились на 52%, тогда как для российских брендов и продукции локализованных производств показатели составили 37% и 45% соответственно.
Глава московского офиса Urus Advisory Алексей Панин утверждает, что государство как участник рынка имеет право финансово поддерживать свои дочерние структуры, выступая в данном случае в качестве полноправного хозяйствующего субъекта. Ведь госкорпорация Ростех владеет 32,87% АвтоВАЗа и 49,9% КамАЗа.
Вице-президент по внутренним и внешним коммуникациям АвтоВАЗа Раф Шакиров отметил, что господдержка распространяется на весь российский автопром, включая тех иностранных производителей, которые локализовали в России своё производство (Рено, Ниссан, Тойота и др.). Господдержка удержала авторынок страны от еще большего падения. Что же касается политики, все национальные правительства стремятся к наращиванию собственного производства, сохранению и созданию новых рабочих мест, развитию технологий и т. д.
По словам первого зама главы комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Николая Арефьева, ЕС обратился в ВТО, чтобы защитить интересы крупнейших автомобильных концернов, поскольку их компании, импортирующие автомобили в Россию, понесут большие убытки: ведь у них сократится сбыт.
Напомним, в этом году российский автопром получил господдержку в 50 млрд руб., что превышает объём субсидий всех гражданских отраслей.