04.02.2019
Дорожные знаки уменьшат почти вдвое
Россия будет экономить на дорожных знаках
ГИБДД признала успешным эксперимент с уменьшенными дорожными знаками, проходивший с 2017 г. в 5 регионах. Нововведение, задуманное в интересах пешеходов, не вызвало массовых протестов автомобилистов. Теперь более экономичные уменьшенные и совмещенные дорожные знаки планируется установить по всей стране. Решение о том, какой размер установить, в каждом случае будет принимать владелец дороги.
Новые типы знаков уже включены в проект редакции национальных и межгосударственных ГОСТов. Для квадратных знаков может появиться новый формат 35x35 см, вместо нынешнего минимума 60x60, а для круглых – диаметр 50 см, т. е. почти вдвое меньше прежнего стандарта.
Напомним, инициатором предложения выступило правительство Москвы. В московском Центре организации дорожного движения (ЦОДД) убеждены, что нововведение прежде всего улучшит внешний облик улиц. Инициаторы считают, что такие знаки удачнее вписываются в окружающую среду, не загораживают обзор пешеходам. Кроме того, малые знаки можно вешать даже на дома, если на дороге не хватает места, и они гораздо дешевле.
Еще в 2014-2015 годах ЦОДД совместно с Московским автодорожным институтом (МАДИ) провели исследование видимости уменьшенных знаков и официально предложили обновить ГОСТы. В конце 2016 г. тогдашний вице-премьер Игорь Шувалов поручил проработать возможность применения новшества по всей России.
С 2017 г. эксперимент стартовал в Москве, где за 2 г. уменьшенные знаки установлены более чем на 140 улицах, а в этом году они появятся еще как минимум на 37. Любопытно, что многие столичные водители даже не заметили перемен. Эксперимент распространился на Санкт-Петербург, Саратов, Владимир и Калининград. В ноябре 2017 г. был утвержден предварительный национальный стандарт (ПНСТ), допускающий 2 отдельных уменьшенных типоразмера в 40 и 50 см. Он будет действовать до ноября 2020 г.
По словам соразработчика ПНСТ, руководителя проекта Пробок.нет Александра Шумского, на небольших улицах малые знаки видны даже лучше больших. Практика показала, что знаки шириной 40 или 50 см могут применяться без каких-либо отрицательных последствий. Размер 35 см тоже не является критичным: когда водитель ищет парковку, он замедляет ход. Кроме того, уменьшенные знаки обходятся городу на 40% дешевле прежних, меньше стоит и их эксплуатация, сокращаются расходы на установку.
Координатор движения Синие ведерки Петр Шкуматов считает, что восприятие знаков водителями зависит от скорости движения на дороге. Чем меньше знак, тем больше риск, что водитель на определенной скорости его не увидит или не успеет отреагировать. Однако эксперимент в Москве показал, что установка знаков меньшего размера на улицах со спокойным движением не сильно повлияла на процент водительских ошибок.