17.08.2021
Чем вызван скепсис россиян к автомобилям на газе?
Россия обладает крупнейшими запасами газа, но ТС на газовом топливе у нас не пользуются спросом. Всего за 5 лет продажи автомобилей на газе в России выросли в 5 раз, захватив лишь 2,6% российского авторынка. По мнению экспертов, это во многом связано с отсутствием инфраструктуры (газовых заправок в огромной стране кот наплакал), с ростом цен на голубое топливо. Да и хлопотное дело переводить машину на газ, при этом госсубсидии не решают проблемы.
Больше всего ТС на газе на Северном Кавказе: в Чечне их доля около 30%, в Дагестане – 25%, в Северной Осетии и Карачаево-Черкесии – 20%.
Сегодня оптовые цены газа составляет 52 тыс. руб. против 58,5 тыс. за тонну АИ-92 и 50,9 тыс. за тонну солярки. В июне 2020 г. правительство приняло постановление о субсидировании 60% расходов для граждан при переводе автомобилей с бензина на газ. Но за год доля их продаж выросла с 2,4% до 2,6%. Вряд ли на такой эффект рассчитывали власти.
По словам начальника управления стратегического маркетинга МАЗа Олега Журавлева, Россия с её крупнейшими в мире запасами природного газа даже не входит в десятку стран-лидеров по использованию техники, работающей на газомоторном топливе. Скепсис россиян к автомобилям на газе связан с недостаточным развитием инфраструктуры, конкуренцией с гибридными машинами, трудоёмкостью согласования и установки баллонов. Кроме того, пока нет приборов, позволяющих точно измерять расход газа.
Однако, по мнению директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуарда Миронова, меньшая стоимость газа по сравнению с бензином может оказаться значимой для владельцев коммерческих автопарков. Отчасти так и происходит. Сейчас многие компании-партнеры покупают автомобили на газомоторном топливе или переоборудуют ТС. Мешает распространению автомобилей на газе в России помимо неразвитой инфраструктуры их относительная дороговизна по сравнению с дизельными машинами. Но даже если удастся сэкономить на топливе, долгие ожидания на редких заправках приведут к потерям времени, а значит, к более растянутому сроку окупаемости. Отрицательную роль играет и низкий запас хода тягачей, средний пробег которых на стандартном количестве баллонов составляет лишь 400-500 км.