19.12.2022
Донецкие учёные создают универсальную беспилотную систему на базе Лады Гранты
Специалисты Донского государственного технического университета (ДГТУ) и Института перспективного машиностроения Ростсельмаш работают над универсальной модульной системой, позволяющей из серийных машин с минимальными доработками делать беспилотники 4 уровня автономности. Для испытаний выбрана учебная Лада Гранта с дублирующими инструкторскими педалями.
Для новой серийной Гранты в учебной комплектации, оснащённой дополнительными инструкторскими педалями, члены команды проекта спроектировали, изготовили и подвергли необходимым испытаниям ключевые узлы управления и механизмы, задействованные в управлении автомобилем. Среди них электроусилитель для управления рулевым колесом, модифицированный специальным самодельным блоком управления, мехатронный узел, управляющий положением селектора механической коробки передач, электрические и пневматические приводы для работы с педалями.
Первичные полевые испытания на полигоне завода ГАЗ в Нижнем Новгороде прошли в рамках всероссийских испытаний мобильных робототехнических систем РобоКросс-2022. Теперь учёным предстоит доработать компоновку узлов и улучшить их конструкцию, чтобы добиться максимально быстрой, точной и эффективной работы системы.
По словам руководителя проекта, программиста ресурсного центра робототехники ДГТУ Павла Скубака, команда стремится создать комплекс, позволяющий автоматизировать любое ТС, будь то комбайн, трактор, грузовик или легковой автомобиль. Четвертый уровень автономности предполагает, что транспортное средство будет перемещаться автономно, но сохранит возможность переключения в ручной режим управления. Это позволит тратить минимальное время на настройку и запуск систем. Пока прототип находится на 2-3 уровне автономности.
Разработка ведётся в рамках программы развития ДГТУ Приоритет 2030, программы Института перспективного машиностроения Ростсельмаш и НОЦ Юга России. Наработки донецких учёных могут стать частью системы безопасности легковых автомобилей, использоваться при разработке ТС для водителей с инвалидностью и для обучения вождению.