Согласно оценке LADAONLINE, из 1,47 млн. автомобилей проданных на российском рынке в 2003 году только 400 тысяч (27,2%) находились в ценовом диапазоне до $5 тыс. Годом ранее эта ценовая ниша заниамла около 37% рынка.
Если проанализировать цены на автомобили за последние несколько лет, то можно констатировать, что ценовой диапазон до 5 тыс. долларов на российском рынке до недавнего времени был самым массовым, и занимал до 70-80% рынка. Сразу после кризиса 1998 года практически весь модельный ряд российских автозаводов опустился в цене ниже отметки в 5 тысяч долларов. Но постепенное удорожание отечественных автомобилей и снижение курса доллара к рублю приводит к тому, что ряд марок и семейств отечественных автомобилей переходят в более высокий ценовой диапазон – от 5 до 10 тыс. долларов. Вазовское семейство «2110» окончательно покинуло ценовой диапазон до $5 тыс. весной 2000 года, чуть позже (в течение 2000-2001 гг.) в более дорогой ценовой диапазон перешли автомобили «Волга», в начале 2002 года этот ценовой эшелон начали покидать автомобили семейства «Самара-2», а в феврале-марте 2003 года окончательно покинули автомобили ВАЗ семейства «Самара». В самом конце 2003 года, в связи с переходом на обновленный модельный ряд (UAZ-Hunter), данный ценовой диапазон покинули и автомобили «УАЗ». Теперь в этом массовом сегменте рынка присутствуют только автомобили «Ока», «Иж» и «классическое» семейство автомобилей ВАЗ. Согласно оценке LADAONLINE, продажи автомобилей в России в ценовом диапазоне до $5 тыс. в 2002-м году находились на уровне 557,5 тыс. штук, а в 2003-м опустились ниже отметки в 400 тыс. штук. Старые подержанные иномарки (старше 7 лет) в данном ценовом диапазоне активно ввозились в Россию до сентября 2002 года, в основном на Дальнем Востоке и в Калининграде. Но после введения новых таможенных пошлин импорт таких автомобилей стал экономически не рентабелен, и они полностью покинули этот ценовой эшелон. Поэтому конкуренцию «Оке», «Ижу» и вазовской «классике» сейчас составляют только автомобили со вторичного рынка подержанных машин.
С более подробной аналитикой продаж легковых автомобилей в России по ценовым диапазонам можно будет ознакомиться в справочном издании
«Автомобильный рынок России - 2004», которое выйдет под редакцией издательства
«Семь Верст» в начале мая.
Сергей Целиков